Мотрой Алена Журналист
189 403

Как заверяется копия трудовой книжки: порядок по ГОСТу и частые ошибки

Мало кто задумывается, для чего нужна копия трудовой книжки, пока ее не требуют. Но как только вы обратитесь к новому работодателю, в банк или за пособием, например, по безработице, вам потребуется такой документ. Причем правильно оформленный, иначе придется его переделывать.

Содержание

Без письменного заявления работника копию трудовой книжки получить нельзя

Прежде чем рассказать, как правильно заверить трудовую книжку, если работает по настоящее время сотрудник, напомним, что сам документ является собственностью трудящегося. Но временно находится у работодателя, чтобы тот заносил в документ все необходимые сведения о профессиональной деятельности гражданина.

Чтобы получить на руки трудовую книжку, выписку из нее или копию, согласно статье 62 ТК РФ, человеку надо не просто попросить о подготовке документа сотрудника отдела кадров, он обращается к начальству в письменном виде. Ниже представлен образец заявления на выдачу копии. Его форма на законодательном уровне не установлена, обращение составляют произвольно, но с учетом требований к кадровой документации (кому и от кого написано, причина и основания для обращения, дата и личная подпись заявителя). Заявление составляют от руки или с помощью компьютера. В последнем случае важно подписать заявление лично.

Образец заявления о выдаче копии трудовой книжки:

Работодатель вправе прописать в локальных нормативных актах иную форму обращения. В таком случае нужный бланк выдается работнику, который заполняет его по предусмотренным правилам. Дополнительно есть возможность прописать, кому направлять заявление. К примеру, если подлинник документа находится в отделе кадров, логично обращаться напрямую к начальнику отдела, а не в секретариат.

ВАЖНО!
Причины для обращения за копией разные — для получения кредита в банке, оформления загранпаспорта, предоставления данных о стаже в Пенсионный фонд, пр. Но в заявлении трудящийся не обязан отвечать на вопрос, для чего она ему понадобилась. Это не предусмотрено законодательством. И если в разработанной на предприятии форме заявления требуется указать, в связи с чем понадобилось заверить документы, связанные с работой, инспекторы ГИТ расценивают это как нарушение законодательных норм.

Рассмотреть обращение работника за копией трудовой книжки или иных документов необходимо в трехдневный срок. И не только рассмотреть, но и успеть правильно подготовить запрашиваемые выписки.

Все документы предоставляют бесплатно. Отказаться их предоставить работодатель не может, это противоречит ТК РФ.

Дополнительно: как исправить запись в трудовой книжке

Как заверить копию бумажной трудовой книжки по новому ГОСТу

Копия, выданная по запросу работника, — это официальная бумага, которая соответствует определенным требованиям, включая новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

Разберем пошагово, что надо сделать, и покажем, как заверить копию трудовой книжки: образец 2024 года, которую работодатель ведет на бумажном носителе.

1. Отсканировать и распечатать все заполненные листы, начиная с титульного.

2. На каждом листе текст разрешено печатать только с одной стороны. Если текст напечатан с обеих сторон листа, его примут не во всех организациях.

3. Проверьте, что текст после печати четкий и легко читаемый.

4. Пронумеруйте и прошейте листы, как это делают нотариусы. На обороте последнего листа необходимо «запломбировать» концы нити бумажной наклейкой и написать, сколько собрано листов.

5. Заверять необходимо каждую из страниц. Это делает лицо, которому предоставлено такое право локальным нормативным актом организации или доверенностью. В противном случае кадровик обязан заверить бумаги у генерального директора.

6. На основании п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016, лицо, заверяющее документ, пишет «Верно» («Копия верна»), затем указывает свою должность, ставит подпись и расшифровку, проставляет дату.

7. Отметку о заверении дополняют записью, где подлинник трудовой книжки находится, если документ готовится для предоставления в другую организацию. В том же ГОСТ Р 7.0.97-2016 дается и корректная надпись, которую надо использовать кадровику, — «Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле № ... за ... год». Эта надпись необходима, чтобы проинформировать о месте хранения оригинала получателя копии.

8. По правилам ГОСТа, есть особый способ, как заверить трудовую книжку в 2024 году, — с использованием специального штампа.

Вот пример штампа, который допустимо использовать для заверения:

9. Считается, что подтверждать достоверность данных необходимо еще и печатью организации-работодателя. Но в РФ некоторые компании освобождены от обязанности использовать круглые печати, и они физически не могут их проставлять. Заверенные ими документы имеют такую же силу, даже если печать не стоит.

10. Относительно места расположения записи «Верно», подписи и даты лица, удостоверяющего дубликат, печати. Все это должно захватывать заверяемые данные, но не закрывать и не перекрывать их. В противном случае получатель не сможет прочитать сведения, и работнику придется вернуться.

11. В некоторых случаях работники просят написать фразу «Работает по настоящее время». Законодательно запрет на это не установлен, и делать такую запись допустимо.

Все вышеперечисленные требования описаны в ГОСТе, который является добровольным. Банки, ПФР и иные организации вправе вводить собственные требования к заверениям документов. Их следует уточнить заранее.

Учитывая правила ГОСТа, покажем, как заверить копию трудовой книжки для банка по новым правилам в 2024 году. Этот же вариант актуален при заверении документа для любых других компаний и учреждений.

Это интересно: приравнивается ли нотариально заверенная копия к оригиналу

Частые ошибки при удостоверении копий бумажных трудовых книжек

Если кадровик неверно удостоверит копию трудовой книжки, работник принесет ее назад, и придется все переделывать. Чтобы этого не случилось, распечатайте образец копии трудовой книжки, заверенной работодателем, и держите всегда под рукой.

На какие ошибки специалисты часто не обращают внимания:

  • из-за оттиска печати скрыта часть текста, что мешает получателю документа разобраться в записях. Правильно ставить печать так, чтобы она не мешала;
  • сама печать износилась, сложно разобрать, какой организации она принадлежит;
  • нет подписей, должности или иных сведений и лице, которое заверило копию трудовой книжки. Либо этот сотрудник не уполномочен совершать такие действия;
  • при внесении записей допущены ошибки и внесены исправления. Любые помарки недопустимы, из-за них документ признают недействительным и вернут человеку. Если при заверении закралась ошибка, лист заново сканируют, распечатывают и вносят верные сведения;
  • не все листы заверены. Такое допустимо только в случае, если все листы копии прошиты, пронумерованы и опломбированы.

Внимательно изучите и запомните предложенную инструкцию. Она понадобится еще не раз, поскольку аналогичным образом подтверждается подлинность и иных документов, касающихся профессиональной деятельности трудящихся.

Где еще получить заверенную копию

До сих пор мы рассматривали ситуацию, когда человек работает, и его трудовая книжка находится у работодателя — в отделе кадров или бухгалтерии, если она занимается кадровой документацией. Но если гражданин безработный, трудовая книжка у него на руках, и ему нужна заверенная копия, он с паспортом обращается к нотариусу. В нотариальной конторе заверят копию трудовой и работающему человеку. Для этого он просит у работодателя документ под расписку, а затем возвращает его.

Нотариус копирует необходимые страницы (обычно это только заполненные листы), проставляет на них печать, дату и подписывает.

ВАЖНО!
Нотариус вправе делать копии только с оригинала трудовой книжки. Если работник заранее сделает копии и принесет их, бумаги не примут. Потому что юрист перед копированием проверяет все записи и только потом заверяет трудовую книжку. Кстати, если нотариус найдет ошибки или неточности в записях, он предложит человеку сначала их исправить у работодателя, а потом уже сделает заверенную копию. Услуги нотариуса всегда платные. Стоимость уточняйте в конкретной нотариальной конторе.
Полезно знать, как правильно оформить вкладыш в трудовую книжку

Как получить копию, если трудовая книжка электронная

С 2021 года все вновь поступающие на работу граждане не получают бумажные трудовые книжки, им заводят электронные. Но даже если ваш стаж уже большой, к началу 2021 года всем предлагали определиться, хотят ли они вести сведения о трудовой деятельности на бумаге или согласны на электронную книжку. Даже если работник не соглашался, от работодателя требовали перенести все данные в специальную информационную базу ПФР, и в Фонде есть возможность получить копию электронной трудовой книжки.

Самый простой вариант — зайти на сайт Госуслуги, выбрать категорию «Работа и занятость», затем строку «Выписка из электронной трудовой книжки». В течение нескольких минут после запроса (кнопка «Получить выписку») придет электронный документ со сведениями о вашей трудовой деятельности, подписанный усиленной цифровой подписью. Выглядит он так:

Сколько действует копия

На законодательном уровне нигде не заявлено, в течение какого срока действует заверенная работодателем или нотариусом, полученная на портале госуслуг копия трудовой книжки. Но в кредитных учреждениях, ПФР и иных организациях устанавливают определенные требования. Обычно «срок годности» документа — не более 30 дней. При обращении за крупными суммами потребуют копию, подготовленную в течение 3-14 дней.

ВАЖНО!
Если в трудовой книжке появилась новая запись, то скопированный экземпляр, сделанный ранее, уже недействителен. Его надо переделывать.

Штраф за отказ подготовить и предоставить копию трудовой книжки работнику

С учетом ст. 62 ТК РФ, выдать по заявлению работника копии документов, связанных с его профессиональной деятельностью, — обязанность работодателя. Если руководство отказывается это сделать либо затягивает сроки подготовки документов, сотрудник вправе обратиться в ГИТ. Инспекторы посчитают это нарушением законодательства и смогут привлечь и должностное лицо, и саму организацию к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф по ней для ИП и должностных лиц — от 1000 до 5000 рублей, а для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей.

ВАЖНО!

На основании Федерального закона № 70-ФЗ от 26.03.2022, вступившего в силу с 06.04.2022, запрещено наказывать компанию, если за допущенное правонарушение уже привлекли к административной ответственности ее должностное лицо. Этот же закон предусматривает смягчение наказания для малых и микропредприятий. По КоАП РФ, им грозят штрафы как ИП, а не как обычным юрлицам.

Дополнительно: как вести трудовые книжки

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой