Конфликт интересов между организациями

Когда мы говорим о конфликте, то подразумеваем некое противоборство, противоречие. Конфликт интересов между организациями — это не столкновение юридических лиц между собой, например, в споре за свои права. Это недопустимые взаимоотношения между работниками организаций. Если их не пресечь, конфликт интересов перерастет в коррупционное правонарушение.

Содержание

Причины возникновения конфликта интересов между организациями

Закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 определил конфликт интересов (КИ) как условия, при которых личная заинтересованность работника (прямая или косвенная) привела к ненадлежащему, необъективному, недобросовестному исполнению им должностных обязанностей.

Личной заинтересованностью заручаются за счет: денег, другого имущества, оказания услуг, представления преимущества, выгоды, иных материальных благ. Такие блага получает: работник, его родственники, граждане или организации, с которыми работник состоит в тесных взаимоотношениях (имущественных, корпоративных, дружеских).

Источники личной заинтересованности, как основы возникновения КИ:

  • желание материально обогатиться;
  • чувство обязанности, например, перед дарителем подарка;
  • наличие семейных и иных личных отношений;
  • контакты с гражданами и организациями, которые возникли вне основной работы. Например, при ведении предпринимательской, иной трудовой деятельности, в ходе имущественных отношений.

Будучи заинтересованным, работник использует полномочия и ресурсы не для выполнения трудовых обязанностей, а для получения выгоды для себя или иных лиц, которые связаны с ним родственными или иными отношениями. Беспристрастный подход к трудовым обязанностям не действует.

Риск такого поведения высок у тех, кто наделен полномочиями решать, например, кого принять на работу, с кем заключить договор, в чью пользу и в каком размере распределить выгоду.

Советуем прочитать: как выявить личную заинтересованность и конфликт интересов в закупках

Примеры конфликтов интересов между организациями

Типовых ситуаций КИ нет. Все зависит от специфики деятельности организации и от взаимоотношений с ее контрагентами.

Для понимания того, что такое «конфликт интересов», приведем ряд примеров.

Пример 1

По итогам конкурса конкурсная комиссия администрации города признала победителем акционерное общество. Как стало известно, оно аффилировано с дочерью заместителя главы администрации города, который выступал председателем конкурсной комиссии. Последствия: работник уволен с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Пример 2

Руководитель общества обратился в аудиторскую организацию для проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности. В проведении аудита отказано. Причина: руководитель аудиторской организации — участник аудируемого лица.

Пример 3

В моей юридической практике случился такой КИ. Наша организация обратилась с иском в арбитражный суд к Ростехнадзору с требованием признать незаконным постановление о привлечении к административной ответственности. Дело приняли к производству. Стороны явились в суд в установленную дату. Судья заявил самоотвод. Причина: при проведении проверки Ростехнадзором со стороны организации присутствовали лица, которые имели деловые контакты с отцом судьи.

Пути решения конфликта интересов между организациями

Это предотвращение и урегулирование КИ. Такие меры обязаны принимать:

  • государственные и муниципальные служащие;
  • служащие ЦБ РФ, работники госкорпораций, ППК, фондов пенсионного и социального страхования, обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных на основании законов, финансовый уполномоченный, руководитель службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
  • работники на должностях, которые включены в перечни, установленные федеральными государственными органами;
  • иные лица согласно закону. Например, закону об аудиторской деятельности, об основах охраны здоровья граждан, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Работник обязан:

  • принимать меры по недопущению возникновения КИ;
  • незамедлительно уведомить работодателя о КИ или о возможности его возникновения.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

ВАЖНО!
В случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов работодатель по своей инициативе вправе расторгнуть с ним трудовой договор (ст. 81 ТК РФ).

Если работодатель знает о личной заинтересованности работника, он обязан принять меры по предотвращению или урегулированию КИ путем изменения должностного или служебного положения, отстранения от исполнения должностных обязанностей. КИ решают путем отвода или самоотвода (например, судьи).

Минтруд России рекомендует организациям разработать локальный нормативный акт — положение о регулировании конфликта интересов. В него включить, например:

  • цели и задачи;
  • перечень должностей, которые попадают под действие положения (должности, на которых работник может реализовать личную заинтересованность);
  • используемые понятия и определения («личная заинтересованность», «конфликт интересов», иное);
  • перечень типовых ситуаций КИ (учтите специфику деятельности организации). Примеры КИ позволят соотносить личную заинтересованность с повседневной трудовой деятельностью;
  • порядок раскрытия КИ (уведомление, декларирование). Уведомляют о личной заинтересованности при приеме на работу, назначении на другую должность, по мере возникновения ситуации. Рассмотрение уведомления носит конфиденциальный характер. Допустимо сообщить о КИ устно, затем подать письменное уведомление;
  • меры ответственности.

С положением необходимо ознакомить работников организации под подпись. Условия положения допустимо прописать в трудовом договоре.

Может пригодиться:

Часто задаваемые вопросы по теме

Практикующий юрист с 2006 года. Работала в сфере банкротства, корпоративного права, пищевого производства. С 2018 г. ведущий юрисконсульт ресурсоснабжающей организации.