Проведение спецоценки в офисе: пошаговая инструкция
Спецоценка условий труда (СОУТ) — это обязательная процедура для всех российских организаций. Независимо от вида деятельности, пошаговая инструкция по проведению СОУТ необходима в отношении каждого рабочего места на предприятии. Даже если это будет обычный офис, где вредные факторы в большинстве случаев отсутствуют.
Что такое СОУТ
Спецоценка условий труда в офисе — это комплекс проверочных мероприятий, цель которых:
- Определить наличие вредных и/или опасных производственных факторов.
- Оценить уровень их воздействия на работников, трудящихся в таких условиях.
- В случае негативного влияния производственных факторов на персонал у работодателя возникают новые обязанности, среди которых — реализация мероприятий по улучшению производственной среды, выдача средств индивидуальной и коллективной защиты, предоставление гарантий и компенсаций, предусмотренных законом, включая уплату повышенных тарифов на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве.
Такая проверка рабочих мест в офисе строго регламентирована законодательством, потому провести СОУТ своими силами, т.е. без привлечения сторонних специалистов (организаций), не получится. Именно эксперты, внесенные в специальный перечень Минтруда, уполномочены на основании проведенной оценки установить класс условий труда и готовить перечень мероприятий для улучшения условий на рабочих местах, где проводили проверку. Они же подают отчет о проведенной СОУТ в специализированную государственную информационную базу данных.
Подробнее: как накажут за непроведение СОУТ
Кто не проводит спецоценку условий труда в офисе
Некоторые работодатели считают, что проводить СОУТ для офисных работников необязательно. Эта позиция в корне неверная: СОУТ обязательна для всех. А перечень ситуаций, когда она не проводится, приведен в профильном Законе о СОУТ от 28.12.2013 № 426-ФЗ, и закон касается в основном не конкретных организаций, а рабочих мест, которые они организовали.
В частности, не проводят СОУТ ИП и ООО без работников. Но после заключения первого трудового договора с наемным работником у них тоже возникает обязанность провести СОУТ. Исключение будет только для религиозных организаций, зарегистрированных по всем правилам: они, даже при наличии заключенных трудовых договоров, спецоценку не обязаны проводить.
Помимо этого, спецоценка не нужна в отношении рабочих мест надомников и дистанционщиков. Во всех остальных случаях она проводится. Даже если организация (ИП) работает в офисе в арендуемом помещении.
Сроки проведения СОУТ в офисе
Когда только власти решили заменить аттестацию рабочих мест на спецоценку условий труда, многим, в том числе и мне, было непонятно, как часто предстоит проводить этот контроль и насколько дорого будет для компании. И до сих пор постоянно люди задают вопросы, как провести спецоценку условий труда в организации, которая только начала работать или, например, расширила штат и увеличила количество рабочих мест.
В законе на этот счет сказано: СОУТ в офисе проводят в течение 12 месяцев с даты ввода в эксплуатацию рабочего места. И не важно, компания только зарегистрировалась или давно работает, но расширяет штат, меняет технологический процесс или вводит в эксплуатацию новое оборудование.
Обратите внимание, что срок в 12 месяцев — для ранее не обследованных рабочих мест офиса. А если СОУТ уже проводилась, то в плановом порядке повторить ее придется через 5 лет. Но если эксперты не выявят в офисе негативных производственных факторов, подтвердят оптимальный или допустимый их уровень, то про СОУТ можно забыть. Поданная по итогам первой проверки декларация не имеет срока «годности», она бессрочная.
По теме: как часто проводят плановую спецоценку условий труда
Порядок действий при проведении СОУТ в офисе
Повторюсь, процедура проведения СОУТ в офисе строго регламентирована, и чиновники не устают ее подправлять. Потому важно соблюсти определенную последовательность действий.
Шаг № 1. Утверждаем приказ о проведении спецоценки
Первым делом необходимо подготовить приказ об организации спецоценки в офисе. В распоряжении обозначьте состав комиссии по СОУТ. Напомним, что количество ее членов нечетное, а председатель — это руководитель (ИП) или представитель работодателя (к примеру, специалист по охране труда).
С приказом знакомят всех членов комиссии под подпись.
Шаг № 2. Готовим график проведения работ по спецоценке
Либо отдельным документом, либо приложением к приказу следует оформить график проведения спецоценки в офисе с указанием сроков и этапов проведения процедуры.
Ниже представлен образец графика проведения СОУТ в 2024 году.
Учтите, что с этим графиком следует ознакомить всех членов комиссии.
Шаг № 3. Утверждаем перечень рабочих мест, подпадающих под спецоценку
До начала СОУТ работодатель определяет, на каких рабочих местах в офисе проводится проверка. Как и в случае с предыдущими двумя документами, строгой формы перечня нет, поэтому готовится он в произвольной форме.
В список разрешено включать сразу все рабочие места, которые имеются в офисе, в том числе те, на которых трудятся совместители. Объединять аналогичные должности и места работы самостоятельно не следует. Это сделают работники специализированной компании.
При подготовке обратите внимание на разъяснения Минтруда в Письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041 и не включайте в перечень вакантные рабочие места.
Шаг № 4. Заключаем договор со специализированной компанией
Чтобы корректно провести СОУТ в организации, руководителю следует определиться с компанией, которая непосредственно займется спецоценкой в офисе. К выбору следует подойти основательно. В частности, компания обязана иметь соответствующую лицензию на оказание данного рода услуг, должна быть внесена в специальный реестр и иметь регистрационный номер.
Обратите внимание на существенные условия договора с компанией:
- сроки проведения СОУТ должны быть реальными: не слишком короткими и не очень растянутыми;
- стоимость услуг зависит от количества рабочих мест. Слишком низкая стоимость — это сомнительная выгода. Но и искусственно завышенные цены — не показатель отменного качества. Изучайте отзывы в интернете, посоветуйтесь с коллегами и партнерами;
- дополнительные услуги и сопровождение. Например, большинство компаний хорошо знает, как провести спецоценку рабочих мест, потому готово самостоятельно разработать шаблоны документов, приказов и правил.
Шаг № 5. Готовим необходимые документы
Подготовительный этап порядка, как провести спецоценку условий труда в офисе, включает не только оповещение работников о предстоящей проверке. Дополнительно следует проконтролировать техническое состояние помещений офиса: нет ли перегоревших ламп в светильниках, имеются ли настольные лампы в слабоосвещенных кабинетах.
Обязательно подготовьте документацию на компьютеры и прочую офисную технику (какие документы подготовить для СОУТ, рекомендуем уточнить в специализированной организации), поскольку именно компьютерное оборудование является объектом электромагнитного излучения, которое проверяют специалисты.
Шаг № 6. Участвуем в измерительных работах в офисе
Представитель работодателя обязательно присутствует при проведении измерений. Для удобства можно подготовить дополнительный экземпляр перечня рабочих мест, чтобы по ходу контрольных замеров делать соответствующие отметки.
При измерениях помещений в офисах эксперты обращают внимание, к примеру, на высоту потолков, рассадку персонала, освещенность (количество и мощность светильников).
Шаг № 7. Получаем, изучаем и утверждаем отчет
При завершении всех измерений и необходимых процедур, готовится отчет. Сведения, которые раскрываются в отчетности:
- данные о работодателе, компании и экспертах, которые проводили СОУТ;
- количество и перечень проверенных рабочих мест;
- протоколы проведенной спецоценки производственных факторов;
- карта СОУТ;
- сводные ведомости после проведения СОУТ;
- перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению трудовых условий;
- заключение эксперта;
- замечания и возражения работника.
Отчет утверждает председатель комиссии, подписывают все члены. Форма документа сейчас утверждена Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. После 01.09.2024 действовует образец из Приказа ведомства от 21.11.2023 № 817н.
Шаг № 8. Знакомим работников с результатами
Этот этап нельзя пропускать, он обязательный! Работодатель обязан познакомить всех работников с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней. Подчиненные расписываются в карте СОУТ.
Затем требуется внести соответствующую информацию в трудовые договоры, заключенные с работниками. Точных формулировок законодатели не предусмотрели. Так, допустимо указать в трудовом договоре либо в допсоглашении к нему следующие записи: «Условия труда на рабочем месте работника являются допустимыми (2 класс)» или «Соответствуют государственным нормативным требованиям».
Шаг № 9. Уведомляем об утверждении отчета и используем полученные данные
Работодатель обязан уведомить компанию-исполнителя в трехдневный срок об утверждении отчета. Также организация обязана разместить результаты СОУТ на собственном сайте в течение 30 дней.
Если по итогам СОУТ рабочим местам в офисе присвоены оптимальные (1-й класс) или допустимые (2-й класс) условия труда, то работодатель обязан подать декларацию соответствия в Трудовую инспекцию не позднее 30 дней с момента утверждения отчета. Порядок заполнения и форма декларации закреплены в Приказе Минтруда от 17.06.2021 № 406н.
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Подробнее: как составить декларацию о спецоценке условий труда
Помимо этого, работодателю следует включить информацию о проведении спецоценки в отчетность, предоставляемую в Фонд пенсионного и социального страхования по форме ЕФС-1 (см. подраздел 2.3 бланка, утв. Приказом СФР от 17.11.2023 № 2281).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности проведения СОУТ микропредприятиями. Используйте эти инструкции бесплатно.
Часто задаваемые вопросы по спецоценке условий труда
-
Что такое спецоценка условий труда
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это мероприятия, позволяющие определить наличие негативных факторов на рабочих местах офиса, чтобы в дальнейшем их минимизировать путем предоставления средств защиты, разработки мероприятий по улучшению условий труда.
-
Кто обязан проводить СОУТ
Процедура обязательна для всех организаций и ИП, которые заключили трудовые договоры с физлицами. Только работодатели-граждане, не имеющие статуса ИП, и религиозные организации не проводят СОУТ. Но в законе есть исключение на проведение спецоценки в отношении рабочих мест дистанционных работников и надомников. Кроме того, не проверяют вакантные рабочие места, имеющиеся в офисе.
-
Сроки проведения спецоценки
В плановом порядке СОУТ проводят 1 раз в 5 лет. Если вредных факторов в офисе не выявлено, то спецоценка проводится один раз, повторная процедура понадобится только после расширения штата, организационных изменений, при поставках нового рабочего оборудования.
Для недавно зарегистрированных организаций или в отношении недавно введенных рабочих мест действует иной срок. Проводить СОУТ в этих случаях следует в течение 12 месяцев с даты появления работодателя (новых мест труда).
-
Как проводить оценку условий труда на рабочих местах в офисе
Самостоятельно эту процедуру в офисе провести нельзя. Закон требует от работодателя только организовать всё: подготовить документацию, выбрать исполнителя, утвердить результаты исследований. Но непосредственно выявлением негативных факторов, их влиянием на персонал, установлением класса условий труда в офисе занимаются нанятые эксперты.
-
Что делать с результатами спецоценки
О результатах уведомляют органы власти, сотрудников, всех заинтересованных лиц. Помимо этого, их используют для предоставления гарантий и льгот персоналу, при разработке мер по улучшению условий труда в офисе.
-
Что будет, если отказаться от СОУТ в офисе
Непроведение или нарушение порядка проведения СОУТ в офисе влечет административную ответственность: штрафы до 10 000 руб. — для должностных лиц и до 80 000 руб. — для организаций.