Как по-новому проводить спецоценку условий труда?
Что вы узнаете? Мы подробно разберём свежие требования и обновления в законодательстве, которые влияют на процесс спецоценки. Вы познакомитесь с важными аспектами, такими как современные методики оценки, новые технологии и дополнительные инструменты для анализа условий труда.
Видео-обзор изменений СОУТ с 1 сентября 2024 года
Здравствуйте! С вами Алена Талаш, управляющий партнер компании «РосКо Консалтинг и Аудит».
Одним из распространенных нарушений трудового законодательства является не только нарушение порядка проведения спецоценки условий труда, но и вовсе ее отсутствие.
Работодатель обязан провести СОУТ не только там, где есть вредные и опасные условия труда, но и на других рабочих местах. Например, рабочее место бухгалтера, аудитора, секретаря и кадровика.
С 1 сентября 2024 г. проводить специальную оценку условий труда нужно по новым правилам. Все ли бизнесмены обязаны проводить спецоценку? В чем заключаются изменения в порядке проведения СОУТ? Отвечаем на эти вопросы в нашем новом видео.
В некоторых случаях проведение СОУТ не обязательно. Речь идет о работниках-надомниках, сотрудниках, работающих удаленно. Чаще всего, это касается небольшого бизнеса. Например, директор и сотрудники работают дистанционно. Это условие работы прописано у них в трудовом договоре. Не касается СОУТ граждан, которые работают у физических лиц. Например, домашний персонал. Не проводится СОУТ при наличии в штатном расписании вакантных должностей.
Освобождены от проведения СОУТ компании, в которых директор является единственным сотрудником. Однако в подавляющем большинстве случаев нужно проводить СОУТ с периодичностью как минимум 1 раз в 5 лет, независимо от сферы деятельности бизнеса.
В некоторых ситуациях СОУТ проводится чаще. Например, введение новых рабочих мест, изменение применяемого технологического производственного процесса.
Всем ли бизнесменам нужна СОУТ?
Одна из главных задач бизнесмена — организация проведения СОУТ. Реестр уполномоченных на проведение такой оценки компаний размещен на сайте — 1sout.ru.
Работодатель должен подготовить необходимый пакет документов: приказ с назначением комиссии по проведению СОУТ, список рабочих мест, которые подлежат спецоценке. Эксперты компании, проводящие СОУТ, в состав комиссии не входят. Число членов комиссии должно быть нечетным.
Как правило, в комиссию включаются начальники цехов или структурных подразделений, кадровики, специалисты по охране труда. Впоследствии созданная комиссия согласовывает и утверждает отчет о проведенной процедуре.
Важно знать, что с 1 марта 2024 года офисные микропредприятия могут самостоятельно проводить СОУТ, за исключением некоторых случаев. СОУТ проводится с помощью проверочных листов.
Что должны сделать работодатели для проведения СОУТ?
Обновленная методика будет действовать 6 лет — до 1 сентября 2030 года. Новации, по большей части, носят организационный характер и касаются действий компаний, которые проводят СОУТ.
- Теперь фирмы, проводящие СОУТ могут вручать уведомление о выдаче идентификационного номера лично работодателю на бумаге. Ранее уведомление отправлялось по почте либо в виде электронного документа с ЭЦП.
- Изменения затронули и карту СОУТ. Она входит в состав отчета о проведенной спецоценке. Несмотря на то, что эту карту заполняет организация, проводившая СОУТ, работодатель должен проследить за правильностью и полнотой ее заполнения. Карту СОУТ запрашивают трудовые инспекторы при проверке.
- Уточнен порядок подписания протокола в случае несогласия членов комиссии с результатами проведенной СОУТ. Суть нововведений заключается в том, что несогласный член комиссии все равно подписывает протокол, но только с аргументированным особым мнением, которое прилагается к протоколу.
- Конкретизированы особенности отнесения условий труда при воздействии биологического фактора — работы с патогенными микроорганизмами.
- Внесено новое мероприятие — изучение предложений работников по идентификации потенциально вредных и опасных факторов.
- Обновлен классификатор вредных или опасных производственных факторов.
Так, биологический фактор будет определяться у работников ЖКХ.
Свои предложения работники могут направлять в созданную до начала проведения СОУТ комиссию.
Отчет о проведенной СОУТ работодатель может подписать в электронном виде, но при этом все участники комиссии должны иметь ЭЦП.
После проведения СОУТ работодатель должен подать в ГИТ декларацию, если на рабочих местах:
- установлены условия труда 1 и 2 класса;
- не выявлены вредные или опасные производственные факторы.
Как подать декларацию?
Подача декларации может быть осуществлена несколькими способами. Подробнее об этом расскажет Дарья Патапкина — юрист компании РосКо.
-
- Непосредственно в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения;
- по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа. В этом случае загрузить документ можно с прикреплением сертификата ЭП либо в режиме онлайн с помощью плагина КриптоПро. Далее посмотреть сведения по своей организации или ИП можно на сайте Роструда.
Подведем итоги. Проведение СОУТ возложено на аккредитованную компанию, а работодатель должен организовать этот процесс.
Эксперт компании, проводящей СОУТ, определяет на рабочих местах перечень вредных и опасных производственных факторов и впоследствии производит по ним замеры. Работодатель утверждает отчет о проведении спецоценки.
С вами была Алена Талаш. Есть вопросы? Не откладывайте — пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будь в курсе – будь с РосКо!
Полезные материалы от RosCo:
- Сайт компании: https://rosco.su/
- YouTube канал: RosCo | Consulting & audit — YouTube
- ВКонтакте: RosCo | Consulting & audit (vk.com)
- Telegram: Telegram: Contact @roscoaudit
- Дзен: RosCo | Consulting & audit | Дзен (dzen.ru)