Как получить свидетельство о праве собственности
За последние годы система государственной регистрации претерпела немало изменений, в частности, свидетельство о праве собственности больше не является основным документом, содержащим актуальные сведения об объекте недвижимости. В связи с этим необходимо знать определенные нюансы при оформлении сделки.
Можно ли получить свидетельство о праве собственности
Как правило, для совершения различных операций с недвижимостью необходимо предоставить свидетельство о государственной собственности или выписку из Единого государственного реестра недвижимости в подтверждение госрегистрации. Свидетельством о государственной регистрации являлся своего рода сертификат на собственность, сейчас он не выдается. В подтверждение госрегистрации выдается выписка из ЕГРН.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, сохраняет ли действие ранее выданное свидетельство о государственной регистрации права на недвижимость. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как получить выписку из ЕГРН
Законодатель ввел изменения в связи с переходом системы предоставления государственных услуг в цифровой формат. До введения правил заказать свидетельство о праве собственности на квартиру в электронном виде было невозможно. Теперь, чтобы получить актуальные сведения, гражданин или организация подает запрос в ППК «Роскадастр».
Выписки содержат различную информацию, в зависимости от запроса. Наиболее часто запрашивают сведения:
- об объекте недвижимости. Такая выписка содержит наиболее полную информацию;
- об основных характеристиках объекта недвижимости. В ней содержится меньше информации, чем в выписке об объекте недвижимости;
- о кадастровой стоимости объекта недвижимости и т. д.
Заполняется запрос в бумажном или в электронном виде по форме, приведенной в приложении № 2 к порядку предоставления сведений из ЕГРН. Для каждого вида выписки предусмотрена отдельная форма. Бумажный вариант подается при личном обращении в ППК «Роскадастр», в МФЦ или по почте. В электронном виде направляется запрос посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Росреестра и едином портале госуслуг, также есть возможность отправить его с использованием веб-сервисов.
Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об объектах недвижимости или их правообладателях состоит из нескольких разделов, количество разделов зависит от запрашиваемой информации. В частности, указывается:
- орган, в который запрос подан;
- запрос на предоставление сведений;
- форма сведений (бумажный или цифровой вариант);
- способ получения информации;
- информация о заявителе (наименование, ОГРН, ИНН, КПП, адрес, телефон — для юрлиц; Ф.И.О., паспортные данные, адрес, телефон — для физлиц);
- перечень прилагаемых документов;
- согласие на обработку персональных данных;
- подпись заявителя.
Любопытное: порядок признания записи о праве собственности недействительной
Запрос выглядит следующим образом:
Заполняя запрос в электронном виде, в нем указывается тот же объем информации, что и в бумажном виде. За предоставление сведений из ЕГРН с получателя взимается плата, размер разнится в зависимости от объема запрашиваемой информации и статуса заявителя. Как правило, о ходе предоставления госуслуги получателя информируют. Готовый документ выдается в течение трех рабочих дней со дня получения ППК «Роскадастр» запроса.
По общему правилу, информация является общедоступной в пределах, установленных законом (ч. 5 ст. 7 закона о госрегистрации недвижимости) и размещается на официальном сайте (ч. 1.1 ст. 62 закона). Состав и порядок размещения установлены Приказом Росреестра от 30.08.2021 № П/0375. Некоторые выписки содержат информацию ограниченного доступа и предоставляются не всем.
С 1 марта 2023 вступили в силу изменения в сфере защиты персональных данных граждан. Эти изменения относятся и к сфере гражданского оборота рынка недвижимости. Теперь содержащаяся в ЕГРН информация в виде персональных данных правообладателя относится к сведениям, доступным только с их согласия третьим лицам и при условии, что в ЕГРН есть соответствующая запись (ч. 1.3 ст. 62 закона).
Как выглядит выписка
Готовый документ содержит актуальные сведения об объекте недвижимости на дату подписания органом регистрации (ч. 4 ст. 62 закона). Обычно в его составе предусмотрено до 8 различных разделов, в зависимости от запрашиваемой информации. Срок действия документа законодательно не ограничен. Например, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на запрос о характеристиках объекта недвижимости состоит из следующих разделов:
- ссылка на запрос;
- вид объекта недвижимости;
- дата и номер документа;
- кадастровый номер объекта;
- номер кадастрового квартала;
- дата присвоения кадастрового номера;
- адрес;
- площадь;
- назначение;
- наименование;
- номер, тип этажа, на котором расположен объект недвижимости;
- кадастровая стоимость;
- кадастровый номер иных объектов, в границах которых расположен объект недвижимости;
- виды разрешенного использования;
- статус записи;
- особые отметки;
- статус получателя выписки;
- наименование должности, подпись и Ф.И.О. государственного регистратора;
- печать Росреестра.
Выглядит документ следующим образом:
Для сведения:
Что делать с полученными ранее свидетельствами
Документ, выданный ранее 15 июля 2016 г., остается в силе на основании ч. 1 ст. 28 закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ; ч. 7 ст. 21 закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ, но сведения в нем все же являются условно достоверными. Поэтому в случае утери копия свидетельства о праве собственности не выдается, а сразу формируется выписка из ЕГРН, так как в ней содержатся актуальные и достоверные сведения об объекте недвижимости.
Как выглядело свидетельство
Изначально был предусмотрен специальный защищенный бланк свидетельства о регистрации права собственности с водяными знаками, голограммами, идентификационными номерами и печатью уполномоченного органа. Но перед самой отменой вид документа значительно упростился, и форма свидетельства о праве собственности стала выглядеть иначе. Оно включало:
- изображение государственного герба РФ;
- полное наименование органа, выдавшего свидетельство;
- наименование документа;
- дату выдачи;
- основания возникновения права на объект недвижимости;
- сведения о субъекте права;
- вид права;
- кадастровый номер;
- объект права с его назначением;
- адрес;
- ограничения;
- дату и номер записи в реестре;
- наименование должности, подпись и Ф.И.О. государственного регистратора;
- печать органа.
На примере свидетельства о праве на дом рассмотрим, как выглядел документ:
Как видим, выписка из ЕГРН содержит больше сведений, чем свидетельство о праве на недвижимость.
Читайте также: как наложить запрет на регистрационные действия с недвижимостью