Как получить свидетельство о праве собственности

За последние годы система государственной регистрации претерпела немало изменений, в частности, свидетельство о праве собственности больше не является основным документом, содержащим актуальные сведения об объекте недвижимости. В связи с этим необходимо знать определенные нюансы при оформлении сделки.

Содержание

Можно ли получить свидетельство о праве собственности

Как правило, для совершения различных операций с недвижимостью необходимо предоставить свидетельство о государственной собственности или выписку из Единого государственного реестра недвижимости в подтверждение госрегистрации. Свидетельством о государственной регистрации являлся своего рода сертификат на собственность, сейчас он не выдается. В подтверждение госрегистрации выдается выписка из ЕГРН.

Как получить выписку из ЕГРН

Законодатель ввел изменения в связи с переходом системы предоставления государственных услуг в цифровой формат. До введения правил заказать свидетельство о праве собственности на квартиру в электронном виде было невозможно. Теперь, чтобы получить актуальные сведения, гражданин или организация подает запрос в ППК «Роскадастр».

Выписки содержат различную информацию, в зависимости от запроса. Наиболее часто запрашивают сведения:

  • об объекте недвижимости. Такая выписка содержит наиболее полную информацию;
  • об основных характеристиках объекта недвижимости. В ней содержится меньше информации, чем в выписке об объекте недвижимости;
  • о кадастровой стоимости объекта недвижимости и т. д.

Заполняется запрос в бумажном или в электронном виде по форме, приведенной в приложении № 2 к порядку предоставления сведений из ЕГРН. Для каждого вида выписки предусмотрена отдельная форма. Бумажный вариант подается при личном обращении в ППК «Роскадастр», в МФЦ или по почте. В электронном виде направляется запрос посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Росреестра и едином портале госуслуг, также есть возможность отправить его с использованием веб-сервисов.

Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об объектах недвижимости или их правообладателях состоит из нескольких разделов, количество разделов зависит от запрашиваемой информации. В частности, указывается:

  • орган, в который запрос подан;
  • запрос на предоставление сведений;
  • форма сведений (бумажный или цифровой вариант);
  • способ получения информации;
  • информация о заявителе (наименование, ОГРН, ИНН, КПП, адрес, телефон — для юрлиц; Ф.И.О., паспортные данные, адрес, телефон — для физлиц);
  • перечень прилагаемых документов;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • подпись заявителя.
Любопытное: порядок признания записи о праве собственности недействительной

Запрос выглядит следующим образом:

Заполняя запрос в электронном виде, в нем указывается тот же объем информации, что и в бумажном виде. За предоставление сведений из ЕГРН с получателя взимается плата, размер разнится в зависимости от объема запрашиваемой информации и статуса заявителя. Как правило, о ходе предоставления госуслуги получателя информируют. Готовый документ выдается в течение трех рабочих дней со дня получения ППК «Роскадастр» запроса.

ВАЖНО!
Один запрос оформляется для получения одного документа. Если необходимо получить несколько экземпляров, нужно заполнить запрос на каждый (п. 46 регламента предоставления сведений из ЕГРН из Приказа Росреестра № П/0401).

По общему правилу, информация является общедоступной в пределах, установленных законом (ч. 5 ст. 7 закона о госрегистрации недвижимости) и размещается на официальном сайте (ч. 1.1 ст. 62 закона). Состав и порядок размещения установлены Приказом Росреестра от 30.08.2021 № П/0375. Некоторые выписки содержат информацию ограниченного доступа и предоставляются не всем.

С 1 марта 2023 вступили в силу изменения в сфере защиты персональных данных граждан. Эти изменения относятся и к сфере гражданского оборота рынка недвижимости. Теперь содержащаяся в ЕГРН информация в виде персональных данных правообладателя относится к сведениям, доступным только с их согласия третьим лицам и при условии, что в ЕГРН есть соответствующая запись (ч. 1.3 ст. 62 закона).

ВАЖНО!
Запрет на передачу персональных данных из ЕГРН без согласия правообладателя повысит взаимную ответственность при проведении сделок на рынке недвижимости и поможет исключить случаи мошенничества.

Как выглядит выписка

Готовый документ содержит актуальные сведения об объекте недвижимости на дату подписания органом регистрации (ч. 4 ст. 62 закона). Обычно в его составе предусмотрено до 8 различных разделов, в зависимости от запрашиваемой информации. Срок действия документа законодательно не ограничен. Например, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на запрос о характеристиках объекта недвижимости состоит из следующих разделов:

  • ссылка на запрос;
  • вид объекта недвижимости;
  • дата и номер документа;
  • кадастровый номер объекта;
  • номер кадастрового квартала;
  • дата присвоения кадастрового номера;
  • адрес;
  • площадь;
  • назначение;
  • наименование;
  • номер, тип этажа, на котором расположен объект недвижимости;
  • кадастровая стоимость;
  • кадастровый номер иных объектов, в границах которых расположен объект недвижимости;
  • виды разрешенного использования;
  • статус записи;
  • особые отметки;
  • статус получателя выписки;
  • наименование должности, подпись и Ф.И.О. государственного регистратора;
  • печать Росреестра.

Выглядит документ следующим образом:

Для сведения:

Что делать с полученными ранее свидетельствами

Документ, выданный ранее 15 июля 2016 г., остается в силе на основании ч. 1 ст. 28 закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ; ч. 7 ст. 21 закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ, но сведения в нем все же являются условно достоверными. Поэтому в случае утери копия свидетельства о праве собственности не выдается, а сразу формируется выписка из ЕГРН, так как в ней содержатся актуальные и достоверные сведения об объекте недвижимости.

Как выглядело свидетельство

Изначально был предусмотрен специальный защищенный бланк свидетельства о регистрации права собственности с водяными знаками, голограммами, идентификационными номерами и печатью уполномоченного органа. Но перед самой отменой вид документа значительно упростился, и форма свидетельства о праве собственности стала выглядеть иначе. Оно включало:

  • изображение государственного герба РФ;
  • полное наименование органа, выдавшего свидетельство;
  • наименование документа;
  • дату выдачи;
  • основания возникновения права на объект недвижимости;
  • сведения о субъекте права;
  • вид права;
  • кадастровый номер;
  • объект права с его назначением;
  • адрес;
  • ограничения;
  • дату и номер записи в реестре;
  • наименование должности, подпись и Ф.И.О. государственного регистратора;
  • печать органа.

На примере свидетельства о праве на дом рассмотрим, как выглядел документ:

Как видим, выписка из ЕГРН содержит больше сведений, чем свидетельство о праве на недвижимость.

Читайте также: как наложить запрет на регистрационные действия с недвижимостью

Юрисконсульт. С 2017 года оказываю квалифицированную юридическую помощь по правовым вопросам.