Что такое комплаенс: ключевые понятия и основные аспекты

Для каждого вида деятельности законом установлены различные требования. Организация, которая ведет бизнес, должна их соблюдать. Поможет в этом комплаенс. Что это за «фрукт» и как его «едят» — расскажу подробно.  

Содержание

Что такое комплаенс

Это заимствованное из английского языка слово (compliance — соответствие). В российском законодательстве нет одного общего его значения. В качестве синонима используют выражение «система внутреннего контроля».

Обобщая, определим его как систему. Она позволяет оценить, насколько работа организации соответствует требованиям, которые предъявлены к ней законом (в т.ч. зарубежным) и которые определены для нее локальными бумагами.

Части системы:

  • комплаенс-риски (опасение нарушить закон);
  • комплаенс-политика (бумаги юрлица, в которых описан механизм обнаружения рисков);
  • комплаенс-контроль (надзор за реализацией комплаенс-мероприятий).

Зачем нужен комплаенс, и как он работает

Его задача на предприятии — отслеживать риски и координировать их. Для этого:

  • проводят анализ деятельности предприятия на соотношение закону и локальным нормативным актам;
  • выявляют риск возникновения нарушения или обнаруживают нарушение;
  • оценивают последствия неправомерности. Например, что будет: выдача предупреждения о прекращении действия (бездействия) от контролирующего органа, возбуждение дела о нарушении закона и привлечение к административной, уголовной ответственности или гражданско-правовые последствия. Также анализируют, как привлечение к ответственности повлияет (негативно) на работу (функционирование) предприятия в целом;
  • принимают меры к предотвращению нарушения или устранению (исправлению) несоответствия.

Комплаенс — это реализация механизмов, которые направлены на многофакторную защиту предприятия от последствий нарушения закона, несоответствия установленным нормам.

ВАЖНО!
Эффективность комплаенса зависит от заинтересованности в нем руководителя, непрерывного применения, совершенствования. Важно открыто говорить как внутри организации, так и вовне о внедренной системе и принципах ее работы. Это поможет предотвратить нарушение закона.

Какие есть виды комплаенса

Выделяют следующие:

  1. Антикоррупционный комплаенс — это когда юрлицо организует процесс анализа, обнаружения, оценки рисков коррупционно опасных направлений деятельности, а также принимает меры по защите предприятия и соблюдению им норм, которые предъявлены законом (российским, зарубежным) (п. 2 Методических рекомендаций по противодействию коррупции).
  2. Антимонопольный комплаенс — это механизм, который создает условия для того, чтобы подконтрольный субъект соответствовал нормам антимонопольного законодательства (разъяснение ФАС России № 20 от 02.07.2021). Его цель состоит в том числе в профилактике нарушения такого законодательства.
  3. Налоговый комплаенс — это методы и процедуры, которые утверждены организацией для:
    • качественного ведения финансово-хозяйственной деятельности;
    • выявления, снижения и (или) ликвидации рисков неверного исчисления, несвоевременной оплаты налогов, сборов, иных платежей;
    • направления платежей в срок и нужном объеме;
    • подготовки вовремя бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.
  4. Банковский комплаенс — это объединение системы органов и направлений внутреннего контроля, которая способствует соблюдению порядка осуществления и достижения целей, определенных законом, положением Банка России, учредительными и внутренними документами кредитной организации (положение Банка России № 242-П от 16.12.2003). Внутренний контроль проводят для:
    • положительной финансово-хозяйственной работы во время банковских процессов и иных соглашений, результативного руководства активами и пассивами, сбережения активов, координации банковских рисков;
    • направления в срок верной, реальной финансовой, бухгалтерской, статотчетности и иной информации (для внешних и внутренних пользователей);
    • информационной безопасности;
    • следования нормативным правовым актам, учредительным и локальным бумагам кредитной организации;
    • избежания привлечения кредитного учреждения и ее сотрудников в преступную сферу (по отмыванию денег, которые «заработаны» противоправным способом, спонсирование насильственных действий (терроризма));
    • направления в срок информации в учреждения госвласти и Банк России.

Комплаенс делят на две части: внешний (его цель — исполнение требований, которые установлены законом) и внутренний (его цель — исполнение локальных документов организации, которые утверждены для соблюдения законов).

Как внедрить комплаенс в организации

Внедрение комплаенса — дело добровольное, но в ряде случаев — обязательное:

Вид комплаенса Необходимость внедрения Наименование субъекта Основание
Антикоррупционный Обязаны Юрлица независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и отраслевой принадлежности Ст. 13.3 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008
Антимонопольный Вправе Коммерческая организация и некоммерческая (если есть работа, которая приносит доход), ИП, физлицо (если трудится на основании спецразрешения (лицензии)), член в саморегулируемой организации Ст. 9.1. ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006
Обязаны

Федеральные учреждения исполвласти

Распоряжение № 2258-р от 18.10.2018,

письмо № СП/13794/19 от 25.02.2019

Налоговый Обязаны Юрлица (в т.ч. иностранные и международные) П. 7 ст. 105.26 НК РФ
Банковский Обязаны Кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) Ст. 11.1-2 ФЗ № 395-1 от 02.12.1990

Чтобы запустить комплаенс, нужно:

  1. Оформить локальный акт. В него включают:
    • описание процесса проведения оценки рисков нарушения закона, который определяет порядок деятельности предприятия;
    • действия, которые уменьшат возможность нарушить закон;
    • действия юрлица, которые позволят контролировать процесс реализации комплаенса;
    • критерии эффективности внедрения комплаенса. Например, снижение нарушений закона за конкретный отрезок времени (допустим, три года), выявление во внутренних документах норм, которые противоречат федеральным требованиям;
    • процесс ознакомления работников с настоящим локальным актом;
    • сведения о лице, которого наделили обязанностью реализовать комплаенс на предприятии.
  2. Назначить ответственное лицо. Это может быть отдельный работник или отдел (например, юридический или специально созданный для этих целей). Работник или отдел подотчетны руководителю. Их наделяют полномочиями и средствами, которых должно быть достаточно для реализации задач.
ВАЖНО!
При принятии локального акта организация включает в него, при необходимости, дополнительные условия к созданию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям законодательства.

Практикующий юрист с 2006 года. Работала в сфере банкротства, корпоративного права, пищевого производства. С 2018 г. ведущий юрисконсульт ресурсоснабжающей организации.