Что такое комплаенс: ключевые понятия и основные аспекты
Для каждого вида деятельности законом установлены различные требования. Организация, которая ведет бизнес, должна их соблюдать. Поможет в этом комплаенс. Что это за «фрукт» и как его «едят» — расскажу подробно.
Что такое комплаенс
Это заимствованное из английского языка слово (compliance — соответствие). В российском законодательстве нет одного общего его значения. В качестве синонима используют выражение «система внутреннего контроля».
Обобщая, определим его как систему. Она позволяет оценить, насколько работа организации соответствует требованиям, которые предъявлены к ней законом (в т.ч. зарубежным) и которые определены для нее локальными бумагами.
Части системы:
- комплаенс-риски (опасение нарушить закон);
- комплаенс-политика (бумаги юрлица, в которых описан механизм обнаружения рисков);
- комплаенс-контроль (надзор за реализацией комплаенс-мероприятий).
Зачем нужен комплаенс, и как он работает
Его задача на предприятии — отслеживать риски и координировать их. Для этого:
- проводят анализ деятельности предприятия на соотношение закону и локальным нормативным актам;
- выявляют риск возникновения нарушения или обнаруживают нарушение;
- оценивают последствия неправомерности. Например, что будет: выдача предупреждения о прекращении действия (бездействия) от контролирующего органа, возбуждение дела о нарушении закона и привлечение к административной, уголовной ответственности или гражданско-правовые последствия. Также анализируют, как привлечение к ответственности повлияет (негативно) на работу (функционирование) предприятия в целом;
- принимают меры к предотвращению нарушения или устранению (исправлению) несоответствия.
Комплаенс — это реализация механизмов, которые направлены на многофакторную защиту предприятия от последствий нарушения закона, несоответствия установленным нормам.
Какие есть виды комплаенса
Выделяют следующие:
- Антикоррупционный комплаенс — это когда юрлицо организует процесс анализа, обнаружения, оценки рисков коррупционно опасных направлений деятельности, а также принимает меры по защите предприятия и соблюдению им норм, которые предъявлены законом (российским, зарубежным) (п. 2 Методических рекомендаций по противодействию коррупции).
- Антимонопольный комплаенс — это механизм, который создает условия для того, чтобы подконтрольный субъект соответствовал нормам антимонопольного законодательства (разъяснение ФАС России № 20 от 02.07.2021). Его цель состоит в том числе в профилактике нарушения такого законодательства.
- Налоговый комплаенс — это методы и процедуры, которые утверждены организацией для:
- качественного ведения финансово-хозяйственной деятельности;
- выявления, снижения и (или) ликвидации рисков неверного исчисления, несвоевременной оплаты налогов, сборов, иных платежей;
- направления платежей в срок и нужном объеме;
- подготовки вовремя бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.
- Банковский комплаенс — это объединение системы органов и направлений внутреннего контроля, которая способствует соблюдению порядка осуществления и достижения целей, определенных законом, положением Банка России, учредительными и внутренними документами кредитной организации (положение Банка России № 242-П от 16.12.2003). Внутренний контроль проводят для:
- положительной финансово-хозяйственной работы во время банковских процессов и иных соглашений, результативного руководства активами и пассивами, сбережения активов, координации банковских рисков;
- направления в срок верной, реальной финансовой, бухгалтерской, статотчетности и иной информации (для внешних и внутренних пользователей);
- информационной безопасности;
- следования нормативным правовым актам, учредительным и локальным бумагам кредитной организации;
- избежания привлечения кредитного учреждения и ее сотрудников в преступную сферу (по отмыванию денег, которые «заработаны» противоправным способом, спонсирование насильственных действий (терроризма));
- направления в срок информации в учреждения госвласти и Банк России.
Комплаенс делят на две части: внешний (его цель — исполнение требований, которые установлены законом) и внутренний (его цель — исполнение локальных документов организации, которые утверждены для соблюдения законов).
Как внедрить комплаенс в организации
Внедрение комплаенса — дело добровольное, но в ряде случаев — обязательное:
Вид комплаенса | Необходимость внедрения | Наименование субъекта | Основание |
---|---|---|---|
Антикоррупционный | Обязаны | Юрлица независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и отраслевой принадлежности | Ст. 13.3 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 |
Антимонопольный | Вправе | Коммерческая организация и некоммерческая (если есть работа, которая приносит доход), ИП, физлицо (если трудится на основании спецразрешения (лицензии)), член в саморегулируемой организации | Ст. 9.1. ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 |
Обязаны |
Федеральные учреждения исполвласти |
||
Налоговый | Обязаны | Юрлица (в т.ч. иностранные и международные) | П. 7 ст. 105.26 НК РФ |
Банковский | Обязаны | Кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) | Ст. 11.1-2 ФЗ № 395-1 от 02.12.1990 |
Чтобы запустить комплаенс, нужно:
- Оформить локальный акт. В него включают:
- описание процесса проведения оценки рисков нарушения закона, который определяет порядок деятельности предприятия;
- действия, которые уменьшат возможность нарушить закон;
- действия юрлица, которые позволят контролировать процесс реализации комплаенса;
- критерии эффективности внедрения комплаенса. Например, снижение нарушений закона за конкретный отрезок времени (допустим, три года), выявление во внутренних документах норм, которые противоречат федеральным требованиям;
- процесс ознакомления работников с настоящим локальным актом;
- сведения о лице, которого наделили обязанностью реализовать комплаенс на предприятии.
- Назначить ответственное лицо. Это может быть отдельный работник или отдел (например, юридический или специально созданный для этих целей). Работник или отдел подотчетны руководителю. Их наделяют полномочиями и средствами, которых должно быть достаточно для реализации задач.