Почему электронный чек не пришел на почту и что с этим делать

Расчеты посредством онлайн-платежей повсеместно используются в современном мире. Если платеж осуществляется онлайн, то покупателю направляется документ в цифровой форме. Разбираемся, что делать в ситуации, когда не приходит электронный чек.

Содержание

Когда используется электронная форма чека

В пункте 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» закреплено, что продавец обязан проводить оплату с помощью онлайн-кассы и выдавать фискальный ККТ.

Цифровой документ представляет собой аналог кассового в электронной форме, которая приравнивается к бумажному варианту и используется, например, для оформления возвратов покупок, подачи документов на налоговый вычет. Выдается он как на покупку, так и на возврат товара.

Для использования цифровой формы ККТ вместо бумажной продавец запрашивает у клиента номер мобильного телефона или адрес e-mail. Запрашивают данные различными способами: заполнение анкет, профиля в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении продавца. Пользователь должен согласиться получать документы в цифровом виде. Сделать это можно в личном кабинете пользователя — подтвердить свое согласие.

К примеру, чтобы выяснить, куда приходит электронный чек из «Детского мира» или любого другого магазина, клиенту следует зайти в личный кабинет пользователя.

Реквизиты в цифровой форме идентичны бумажной. Дополнительно указываются контактные данные покупателя. Это обязанность закреплена в Приказе ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662.

Форма, направленная по СМС, представляет собой сокращенный вид, так как в СМС нет возможности передать весь объем информации.

Документ, направленный по СМС, выглядит так:

Подробнее: как выглядит чек онлайн-кассы

Таким образом, после покупки все сайты и сервисы обязаны предоставить пользователю электронный чек на те реквизиты, которые он предоставил.

С технической точки зрения, для отправки нужно, чтобы ККТ и тариф оператора фискальных данных (ОФД) поддерживали эту функцию, а в точке продаж работал интернет.

Минфин РФ в своих разъяснениях (письмо Минфина РФ от 09.02.2022 № 30-01-15/8660) поясняет, что направить цифровой документ можно разными способами. В том числе, для отправки подойдет любой мессенджер, привязанный к номеру телефона покупателя.

Сроки, в течении которых направляются документы, закреплены в законе 54-ФЗ:

  • не позднее следующего после оплаты рабочего дня;
  • не позднее момента, когда покупатель получает заказ от курьера или почтового оператора в случае с интернет-продажами.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности предоставления покупателю ЭК-чека. Используйте эти инструкции бесплатно.

Почему чек не пришел на почту

Возможными причинами, по которым не пришел кассовый чек при оплате онлайн, являются:

  • клиент предоставил ошибочные реквизиты. В законе № 54-ФЗ за продавцом не закреплена обязанность проверять достоверность данных. Поэтому, если клиент ошибся и предоставил неверные данные, то предъявить претензии он не сможет;
  • телефон абонента выключен или находится вне зоны действия сети. В этом случае документ будет доставлен, когда клиент станет доступен;
  • сбой при отправке данных. Технически отправка осуществляется по цепочке: продавец → оператор фискальных данных → покупатель. На этапе передачи данных продавцом оператору ФД и от ОФД покупателю случаются сбои, причинами которых являются:
    • отсутствие интернет-соединения;
    • неверная настройка кассы;
    • поломка фискального накопителя и другие.

В этом случае ответственность за то, что документ не доставлен покупателю, лежит на продавце. И как получить чек, если он не пришел ОФД, решает продавец.

Что делать, если электронный чек не пришел на почту

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность пользователя за непередачу документа в адрес клиента. Сумма штрафа составляет:

  • для ответственных лиц — от 1500 до 3000 рублей;
  • для предприятия — от 5000 до 10 000 рублей.

Алгоритм, что делать, если не пришел электронный чек на почту, следующий:

  1. Проверить корректность переданных продавцу данных.
  2. Проверить в почте папку «Спам».
  3. Направить обращение продавцу.
  4. Проверить данные в сервисах ФНС России.

В ситуации, если кассовый чек не пришел по электронной почте, пользователю следует убедиться, что он предоставил верные реквизиты. Если были указаны неверные данные, ответственность — на покупателе. В этом случае что делать продавцу, если отправил электронный чек на другую почту? Формировать новый не требуется, так как это приведет к его дублированию. По запросу продавец предоставляет реквизиты, и тогда клиент сможет найти документ в приложениях ФНС России.

Данные об электронных формах находятся в сервисе ФНС России «Мои чеки онлайн». Там хранятся цифровые документы от продавцов, которым покупатель передал контактные данные. Чтобы получить цифровую форму от магазина и не предоставлять контактные данные, можно воспользоваться приложением ФНС России «Проверка чека». В него встроен удобный сервис с возможностью считать QR-код, в котором зашифрованы данные покупателя и при сканировании которого документ направляется пользователю по СМС или электронным письмом.

Если не пришел чек об оплате онлайн, сайты многих онлайн-магазинов настоятельно рекомендуют клиентам проверить папку «Спам» в своем почтовом ящике. Возможно, письмо находится там.

Рекомендации, как получить документ, если он не пришел на почту, находятся на сайтах компаний. Клиенту следует напрямую уточнить причины у продавца: обратиться в магазин, позвонить на горячую линию или написать обращение в службу поддержки. К примеру, сайты российских авиакомпаний, если не пришел чек ОФД за авиабилет, предлагают заполнить форму обратной связи, указав реквизиты билета и клиента, либо обратиться в пункты продаж.

Если все-таки документ не обнаружен, следует сообщить об этом в ФНС. При этом жалоба на непредоставление чека направляется через форму электронного обращения на официальном сайте ФНС.

Читайте также:

20 лет работала главным бухгалтером в разных отраслях: строительство, оптовая и розничная торговля, НКО.3 года сменила профессию - сейчас работаю консультантом по бухгалтерскому учету и налогообложению.