Как составить характеристику на медицинскую сестру
Каждый работодатель сталкивается с необходимостью составлять характеристику на работника. Это происходит как по просьбе самого работника, так и по запросу разных ведомств. Например, характеристика на медицинскую сестру с места работы может потребоваться для повышения квалификации или перевода в другое медучреждение. Я расскажу, в каких ситуациях и как правильно ее оформлять.

В каких случаях составляется характеристика на медсестру
Это документ, при помощи которого работодатель оценивает профессиональные и личные качества медицинской сестры, которые немаловажны для работы с пациентами в медучреждении. Запросить ее вправе как медсестра, так и разные ведомства. От того, куда требуется этот документ, зависят и некоторые нюансы ее составления. Есть разные случаи, когда потребуется написать этот документ с места работы на медсестру, например:
- при прохождении аттестации;
- для присвоения квалификационной категории;
- при повышении квалификации;
- для перевода на другую должность (например, старшей медсестры) или в другое медучреждение;
- при самостоятельном устройстве на работу в иную медклинику;
- для награждения за добросовестный труд или особые профессиональные заслуги;
- для назначения взысканий и др.
Запросить оценку профессиональных и личных качеств медсестры вправе и другие организации: например, медучреждение, в которое намерена устроиться на работу медсестра; суд, полиция и иные правоохранительные органы; органы опеки и попечительства; кредитные организации, иностранные консульства, военкомат и т. д.
Может пригодиться:
Кто составляет характеристику на медицинскую сестру
Чаще всего такой отзыв на медсестру составляет непосредственный руководитель — обычно это заведующий отделением, в котором работает медсестра, или старшая медсестра или доктор, с которыми она работает. Иногда эту обязанность возлагают и на кадрового работника медучреждения. Если клиника небольшая, то составить вправе и главный врач клиники.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как составить характеристику на работника и не нарушить закон. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как составить характеристику на медсестру
Жестких требований к оформлению характеристики с места работы на медицинскую сестру закон не устанавливает. Она составляется аналогично, как на любого другого работника, в произвольной форме. Если в конкретном учреждении утвердили собственные бланки, то их и используют. Предпочтительно составлять на бланке медучреждения или на листе А4 с указанием реквизитов медорганизации.
Структура включает 4 части:
- Анкетные данные (ФИО, дата рождения), сведения об образовании и трудовой деятельности.
- Профессиональные способности: квалификационная категория, общий и специальный стаж, место работы, должностные обязанности и достижения.
- Личные качества, которые имеют отношение к выполнению профессиональных обязанностей.
- Заключительную часть — краткий вывод.
Когда описывают профессиональные способности, то перечисляют не только где и когда медсестра работает, но и какие функции выполняет и как с ними справляется, в том числе заслуги перед медорганизацией, награды, поощрения или взыскания. Здесь нелишне указать курсы по переподготовке, повышению квалификации.
Затем оценивают личные качества, но речь идет только о тех, которые влияют на выполнение должностных функций. Поскольку медработники работают с пациентами, которые часто находятся в стрессе, в сложной ситуации, от умения найти подход к людям зависит и успешное выполнение профессиональных обязанностей. Особенно важны для медицинских сестер такие качества, как доброжелательное отношение к людям, коммуникабельность, стрессоустойчивость, отзывчивость и т. д. Если есть отзывы от пациентов, например, в книге жалоб, то их тоже нелишне добавить.
Подробнее: как рассказать в характеристике о личных качествах сотрудника
В заключительной части документа сделайте вывод, насколько медсестра соответствует занимаемой должности, есть ли основания наградить, объявить взыскание, повысить в должности и т. д.
Образец для награждения:
Не забудьте поставить подпись и дату
Вот пример отрицательной характеристики:
ГБУЗ «Поликлиника “Ppt.ru № 5”» Юридический адрес: 456789, Россия, субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1, тел./факс (905)1234567001 ОГРН 2323452367011, ИНН 1234567890 Характеристика на медсестру детского отделения ГБУЗ «Поликлиника “Ppt.ru № 5”» Пэпэтэшину Полину Петровну субъект РФ 22.06.2025 Пэпэтэшина П. П., 21.06.2000 года рождения, работала в ГБУЗ «Поликлиника “Ppt.ru № 5”» с 25.01.2025 по 27.03.2025. С первых дней работы в коллективе Пэпэтэшина П. П. проявила себя как конфликтный человек. Неоднократно высказывала свое негативное мнение о коллегах и о руководстве. Выражала пренебрежение по отношению к руководству и пациентам. Профессиональные навыки Пэпэтэшиной П. П. невысоки. Возможности для повышения профессионального потенциала отсутствовали. В ходе выполнения обязанностей на нее неоднократно поступали жалобы от пациентов и их родных на грубость и хамство. Отказывалась выполнять указания своего руководителя. Пэпэтэшина П. П. неоднократно получала нарекания в связи с опозданиями на работу и прогулами. Все нарушения зафиксированы и подтверждены документально. Уволена 27.05.2025 за прогул по статье (подпункт «а» пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ). Характеристика дана по запросу ОВД г. Москвы от 17.04.2025 № 1598/32 Главный врач Петров / Петров П. П. |
Читайте также: как составить характеристику на врача
Используйте онлайн-конструктор характеристик
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Для чего нужна характеристика на медицинскую сестру?
Она требуется для:
- прохождения аттестации;
- присвоения квалификационной категории;
- повышения квалификации;
- перевода на другую работу;
- награждения, взысканий и др.
-
Какие ведомства ее запрашивают?
Список таких организаций большой: например, потенциальный работодатель, судебные органы, полиция, органы опеки, военкомат и т. д.
-
Обязаны ли работодатели выдать характеристику сотруднику?
Да, ТК РФ обязывает представить этот документ, как и любые другие документы о трудовой деятельности, в течение 3 рабочих дней (ст. 62).
-
Кто составляет этот документ?
Чаще всего этим занимается непосредственный руководитель — завотделением, старшая медсестра или доктор, с которым работает медсестра.
-
В какой форме составить?
Единого бланка закон не закрепил. Форма произвольная.
-
Что включить в структуру характеристики?
Обязательные пункты:
- анкетные данные, в том числе сведения об образовании и трудовой деятельности;
- профессиональные способности, должностные обязанности и достижения;
- личные качества, влияющие на выполнение профессиональных обязанностей;
- заключительная часть — краткий вывод.