Срок хранения договоров ГПХ

В последние годы многие специалисты — кадровики, бухгалтеры, юристы и т.д. — предпочитают оказывать услуги по подрядным соглашениям, поскольку они удобнее трудовых: не надо подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка работодателя. Важный момент — сроки хранения договоров ГПХ: они влияют на стаж работы и учитываются при назначении пенсии. Сегодня разберемся, кто отвечает за сохранность гражданско-правовых соглашений, где и сколько времени их необходимо хранить.

Содержание

Кто отвечает за хранение договоров ГПХ на предприятии

Архивное законодательство обязывает организации всех форм собственности хранить документы, которые образуются во время их деятельности (п. 1 ст. 17 закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ). За сохранность договоров подряда отвечает специалист, на которого эта обязанность возложена в соответствии с должностной инструкцией: юрист, бухгалтер, кадровик и даже директор, в зависимости от размера предприятия и функционала сотрудников.

Например, в нашей организации за оперативное хранение документов по сделкам ГПХ отвечает руководитель отдела персонала, то есть я. С момента заключения и до передачи на архивное хранение я несу персональную ответственность за сохранность гражданско-правовых соглашений, актов выполненных работ и других приложений к ним.

В крупных организациях, где доступ к договорам подряда нужен нескольким отделам, создаётся отдельное подразделение (обычно это отдел делопроизводства или другой отдел), где все договоры систематизированы и хранятся в соответствии с утвержденной номенклатурой дел (п. 3.2.5 ГСДОУ, утв. Приказом Главархива СССР от 25.05.1988 № 33). Руководитель отдела несёт личную ответственность за сохранность документов до передачи их в государственный архив и при необходимости выдает в работу оригиналы сотрудникам под подпись.

Может пригодиться: как составить номенклатуру дел в организации

Некоторые структуры утверждают отдельные положения о порядке разработки, заключения, учета и хранения договоров ГПХ.Вот выдержка из этого положения

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Срок хранения договора ГПХ с физическим лицом

Гражданско-правовые договоры отнесены законодателем к документам по личному составу. Срок их сохранности такой же, как для трудовых договоров. Сроки, в течение которых нельзя уничтожать документы по личному составу, указаны в статье 22.1 закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ и перечне, утвержденном приказом Росархива:

  • не менее 75 лет, если они созданы до 2003 года;
  • не менее 50 лет, если они созданы после 2003 года.
ВАЖНО!
Договоры подряда нельзя приравнивать к трудовым, несмотря на то что и в том, и в другом случаях человека нанимают для выполнения определенных работ, время работы засчитывается в трудовой стаж, и срок нахождения документов в архиве одинаковый.
Надо знать: чем договор ГПХ отличается от трудового договора

После исполнения (расторжения) договора ГПХ срок его нахождения у ответственного исполнителя составляет не более 3 лет. Затем он передается в архив организации, в муниципальный, государственный или частный архив на оставшийся срок хранения. Если документы находятся в архиве организации, а срок её существования закончился раньше, чем истёк срок хранения договоров, то документы передаются в муниципальный, государственный или частный архив и находятся там до окончания полного срока хранения (Приказ Росархива от 31.07.2023 № 77).

ВАЖНО!
Со вступлением в силу Приказа Росархива № 77 в июле 2023 года работодатель вправе передать архивные документы на хранение в частный архив. Для этого необходимо заключить договор возмездного оказания услуг с такой организацией. В ранее действовавших правилах этого не было предусмотрено.

Отсчет срока хранения соглашения ГПХ с физическим лицом начинается с 1 января следующего года, когда делопроизводство по ним закончилось.

Например, организация согласилась нанять бухгалтера в рамках ГПХ 1 марта 2023 года. Договор расторгли 10 января 2024 года. Срок хранения считается не с даты совершения сделки, а с 1 января 2025-го — года, следующего за тем, когда договор исполнен всеми сторонами или расторгнут.

Сроки сохранности электронных документов совпадают со сроками хранения бумажных документов (Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236). Электронный документ создают, хранят, используют, а затем оформляют на длительное хранение или уничтожают. Когда с документом закончат работать, то есть окончат делопроизводством, начинает течь установленный архивный срок хранения (50 или 75 лет).

ВАЖНО!
Создание архива для хранения документов — это право, а не обязанность организации (данная норма не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, они создавать архивы обязаны).
Подробнее: сколько должны храниться договоры в организации

Часто задаваемые вопросы по теме

В 1998 году закончила Академию внешней торговли по направлению "Экономика". Второе высшее образование с сфере управления персоналом получила в 2002 году. С тех пор работаю в сфере занятости и трудовых отношений.