Договор на техническое обслуживание кондиционеров: правила и образец
Поддержание сплит-систем в надлежащем состоянии поможет избежать неожиданных поломок дорогостоящей техники. А правильно составленное соглашение о технической поддержке избавит от лишних споров между сторонами и, возможно, предотвратит судебные тяжбы. Рассказываю подробно о правилах составления договора на техническое обслуживание кондиционеров и показываю образец такого документа.
Договор на техническое обслуживание кондиционеров: главное
Подобного рода сделки по своей правовой природе представляют собой соглашения о возмездном оказании услуг. Правовая регламентация таких правоотношений содержится в гл. 39 ГК РФ. Учтите, что какого-либо установленного законом строгого образца или примера такого договора не существует.
Для информации: что такое договор возмездного оказания услуг
Заключение договора в форме документа не всегда обязательно по закону, но очень рекомендуется. Его необходимо составить, если, к примеру, одна из сторон — юридическое лицо или ее сумма превышает 10 000 рублей (ст. 161 ГК РФ). Вместе с тем в силу ст. 162 ГК РФ, если участники не учли эти требования, это еще не свидетельствует о том, что соответствующие договоренности недействительны или не существовали. Но в случае спора нельзя использовать свидетельские показания.
Ко мне нередко обращаются граждане, которые недовольны теми или иными аспектами выполненных работ со стороны мастеров, но, чтобы привлечь последних к ответу, необходимо учитывать положения изначальных договоренностей. Когда сделка не была оформлена, а всё произошло только «на словах» — перспективы защиты своих прав в суде если не равны нулю, то очень близки к этому.
Применительно к техническому обслуживанию кондиционеров отсутствие письменного договора ведет к спорам о качестве работ, сроках и стоимости услуг.
Участники подобных правоотношений — это заказчик и исполнитель (сервисная организация или ИП).
Основные разделы и пункты договора: правила составления
Существенные условия
По смыслу ст. 779 ГК РФ единственное существенное условие — предмет договора. Это конкретные действия исполнителя. Без четкого предмета договор не может быть заключен. Формально существенных условий для такого договора больше нет, но это не означает, что следует игнорировать другие значимые с практической точки зрения пункты.
Подробнее о существенных условиях договора возмездного оказания услуг
Предмет договора
Предмет должен содержать исчерпывающий перечень работ по техническому обслуживанию. Недопустимы общие формулировки типа «техническое обслуживание кондиционеров» без конкретизации.
Вот примеры распространённых услуг при техническом обслуживании систем кондиционирования:
- очистка теплообменников внутреннего и наружного блоков;
- замена воздушных фильтров, проверка герметичности фреоновой системы;
- контроль давления хладагента, диагностика электрических соединений;
- очистка дренажной системы и т.д.
Кроме того, следует подробно идентифицировать обслуживаемое оборудование: производитель, модель, серийный номер, год выпуска, мощность, местоположение каждого блока и т.п.
Права и обязанности сторон
Всё зависит от конкретной ситуации, и вы вправе предусмотреть как в этом, так и в последующих разделах любые условия. Но в «идеальном мире» в договоре технического обслуживания систем кондиционирования обязанности ремонтного сервиса выглядели бы следующим образом:
- выполнять работы согласно техническим регламентам производителей;
- использовать оригинальные запчасти;
- предоставлять квалифицированный персонал;
- соблюдать сроки, информировать о неисправностях.
Для нормальной работы с системой кондиционирования мастерам необходимы следующие права, а именно требовать:
- своевременной оплаты услуг;
- доплаты за работы сверх договора;
- обеспечения безопасных условий труда.
Что касается заказчика, то для них, я полагаю, при техническом обслуживании систем кондиционирования в качестве образца прав и обязанностей необходимо отразить следующие пункты.
Обязанности: обеспечивать доступ к оборудованию, представлять техдокументацию, своевременно оплачивать услуги, уведомлять о неисправностях.
Правомочия: требовать качественного выполнения работ, устранения недостатков за счет исполнителя, возмещения ущерба от некачественного обслуживания
Сроки оказания услуг и периодичность обслуживания
В таком разделе следует прописать четкие временные рамки технического обслуживания. Для планового технического обслуживания нужна периодичность: ежемесячно, ежеквартально, дважды в год или ежегодно.
Если характер услуг носит постоянный характер, то целесообразно предусмотреть время реагирования на аварийные вызовы. К примеру, для офисов — не более 4 часов в рабочее время, для производства — не более 2 часов круглосуточно.
Стоимость услуг и порядок расчетов
Стоимость может быть фиксированной на весь период или привязанной к объему работ. Первый вариант выгоднее для заказчика, второй — для исполнителя. Применительно к договору на техническое обслуживание кондиционеров актуальным является вопрос о расходах на материалы и запчасти: включены в стоимость или дополнительная оплата.
Подробнее: как прописать условия оплаты в договоре
Ответственность сторон
Сервис в отвечает за ущерб, который причинен оборудованию при некачественном техническом обслуживании, утечку хладагента, повреждение интерьера. Если системы кондиционирования применяются, к примеру, в цехах по хранению скоропортящейся продукции или в любых других сферах, где применение систем кондиционирования имеет критическое значение, то следует предусмотреть ответственность за простой производства, вызванный некачественным обслуживанием.
Если вы исполнитель, то рекомендую ограничить свою ответственность стоимостью обслуживаемого оборудования или другими порогами.
В качестве образца условий об ответственности заказчика рассмотрите следующие положения. Заказчик отвечает за: непредоставление доступа в согласованное время, сокрытие информации о дефектах, самостоятельное вмешательство в работу системы.
Порядок разрешения споров
Не рекомендую ограничиваться, например, фразой:
«Все споры разрешаются в соответствии с действующим законодательством РФ».
Такие фразы распространены во многих образцах. В таком случае уберите такие разделы, практической пользы в них нет.
Эффективнее предусмотреть следующее. Укажите, что споры решаются в претензионном порядке со сроком рассмотрения 10–15 дней. Чтобы досудебный механизм эффективно работал — укажите, что претензии направляются в электронном формате по адресам, указанным в договоре.
Может пригодиться: как составить досудебную претензию
Какие документы и акты могут прилагаться к договору
Если речь идет о техническом обслуживании кондиционеров, то к соглашению следует приложить:
- техническое задание с описанием работ;
- спецификацию оборудования;
- график плановых работ;
- форму акта выполненных работ.
При техобслуживании сложных профессиональных систем кондиционирования, задействованных на предприятиях, могут понадобиться также:
- протоколы испытаний;
- схемы расположения оборудования;
- журнал техобслуживания;
- детализированные гарантийные обязательства.
Образец договора и шаблон для работы
Пример договора на техническое обслуживание кондиционеров