Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении
До того как прийти в коммерцию, я работала главным бухгалтером в бюджетном учреждении — занималась бухгалтерским учетом в МБУ. И скажу честно: в коммерции все гораздо проще. В бюджете есть свои планы счетов, инструкции по их применению и специальные стандарты бухучета для госсектора. Расскажу, как строится бюджетная бухгалтерия.
Каковы особенности ведения бухгалтерского учета в бюджете
Бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996). В настоящее время классифицируют 3 типа учреждений:
- бюджетное (БУ);
- автономное (АУ);
- казенное (КУ).
Бухгалтерия госсектора (как и всех остальных организаций) работает на основании Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Но на практике ведение бухучета на предприятии и в госучреждении существенно отличается. Во-первых, бюджетники работают в соответствии с Бюджетным кодексом (БК РФ). Во-вторых, используют отдельные планы счетов, инструкции по их применению и госстандарты.
В таблице мы показали особенности бухучета для разных типов госучреждений:
Наименование сравнительного параметра | Бюджетное | Автономное | Казенное |
---|---|---|---|
НПА | 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» | 174-ФЗ «Об автономных организациях» | БК РФ |
Основной вид деятельности | Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты | Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций | |
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности | Возможно по усмотрению организации — поступления от платных услуг разрешают использовать на нужды бюджетных и автономных госучреждений (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ) | Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты — поступления от платных услуг нельзя использовать на нужды казенного госучреждения | |
Основной источник финансирования | Субсидирование, бюджетное финансирование | Бюджетное финансирование | |
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств | План финансово-хозяйственной деятельности | Бюджетная смета | |
Расчетный счет | В территориальных органах Федерального казначейства | В ТОФК и коммерческих банках | В ТОФК |
Владение имуществом | Право оперативного управления | ||
Распоряжение объектами имущества | По факту получения согласия собственника имущественного объекта | ||
Ответственность по основным обязательствам | Ответственность своими активами. Исключение — случаи, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми разрешено распоряжаться (ответственность остается за учредителем) | Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя |
Какие принципы ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Порядок бухучета определяется организационно-правовой формой учреждения. При ведении учета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и пр. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:
- учет в разрезе КОСГУ и КБК;
- контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
- казначейская система исполнения бюджета;
- классификация кассовых и фактических расходов.
Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие органы, то есть учредителям. Причем отчитываться надо ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Сроки отчетности тоже определяют учредители — для каждого госучреждения они индивидуальны.
Советуем ознакомиться: календарь бухгалтерской отчетности на этот год
Поскольку бухгалтерия муниципального учреждения будет совершенно другая, бюджетный баланс (ф. 0503730) существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия (Приказ Минфина № 33н от 25.03.2011).
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичные документы и основные учетные регистры утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015.
Вот основные правила ведения бухгалтерского учета в бюджете:
- Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
- Основы бухучета для бюджетников — бюджетный план счетов и инструкция по его применению — утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010.
- Ключевой метод бухучета — двойная запись по корреспондирующим счетам.
- Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
- Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
- Каждую финансово-хозяйственную операцию надо зарегистрировать, провести и подтвердить первичной документацией.
- Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
- Необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля бухгалтерского учета.
- Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
- В отчетах необходимо предоставлять только актуальную и достоверную информацию.
Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.
Как составляют учетную политику учреждения
Для бюджетников правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Учреждения госсектора составляют и утверждают локальные правила на основании стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017).
В учетной политике необходимо закрепить:
- выбранную форму бухучета;
- структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
- способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
- используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
- список ответственных сотрудников;
- порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и пр.;
- методы оценки объектов бухучета;
- правила инвентаризации;
- рабочий план счетов и т. п.
Ответственным за формирование и соблюдение правил учетной политики назначается главный бухгалтер или другой сотрудник, отвечающий за бухучет в учреждении.
Подробнее: как составить учетную политику организации
Какой план счетов используется в бюджетном учете
Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Единый план действителен и для государственных органов, и для бюджетников. Но в нем есть указание, что для каждого типа госучреждения использует собственный план счетов:
- бюджетные — Приказ Минфина № 174н от 16.12.2010;
- автономные — Приказ Минфина № 183н от 23.12.2010;
- КУ — Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010.
План счетов бюджетников состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:
- Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
- Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
- Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
- Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
- Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).
На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации либо которые по установленным причинам нельзя учесть на балансовых счетах (например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей).
Как в бюджете составляют бухгалтерские проводки
Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.
Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Этот способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета, здесь никаких отличий от коммерции нет.
Надо знать: как использовать метод двойной записи в бухучете
Все счета учета подразделяются на три вида:
- активные — на них проводятся активы организации;
- пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
- активно-пассивные, или смешанные, — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, для учета активных и пассивных финансовых результатов.
Полезно: как работать с активными и пассивными счетами бухгалтерского учета
При этом в проводке учитывают следующие комбинации счетов:
- актив — пассив;
- актив — активно-пассивный;
- пассив — активно-пассивный;
- два активно-пассивных счета.
Приведем пример типовых бухгалтерских проводок бюджетного учреждения в 2024 году:
- Дт 4.507.10.131 Кт 4.504.10.131 — утверждены плановые назначения на текущий год по доходам от получения субсидии на выполнение госзадания.
- Дт 4.205.31.561 Кт 4.401.40.131 — начислен доход будущих периодов на дату заключения соглашения о субсидии, в общей сумме соглашения с учредителем.
- Дт 4.401.40.131 Кт 4.401.10.131 — субсидия признана в составе доходов текущего года, в сумме выполненного госзадания по отчету.
- Дт 0.201.11.510 Кт 0.205.ХХ.66Х — поступление доходов на лицевой счет учреждения в ТОФК.
- Дт 0.302.ХХ.837 Кт 0.303.01.731 — удержан НДФЛ с зарплаты, прочих выплат и вознаграждений.
Какие стандарты используются в бюджетном учете
Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями (ст. 21 402-ФЗ). Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.
Федеральные стандарты разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. А стандарты для учреждений госсектора (СГС) определяют специальные требования к бухучету организаций из бюджетной сферы РФ.
К примеру, учетную политику составляют по госстандарту из Приказа Минфина № 274н от 30.12.2017. Основные средства учитывают по нормам приказа № 257н от 31.12.2016. А бухгалтерскую отчетность сдают по СГС из Приказа Минфина № 260н от 31.12.2016. Напоминаю, что с 01.01.2026 начнет действовать новый СГС «Единый план счетов бухучета госфинансов».
Подробнее: перечень действующих ПБУ и ФСБУ
Бухгалтерский учет в бюджете: вопросы и ответы
-
Чем отличается бюджетный бухучет?
В бюджете тоже ведут бухучет, но по особым правилам. В бюджетном учете будут другой план счетов, другая отчетность и другие стандарты.
-
Какие нормативы использовать бухгалтерам-бюджетникам?
Бюджетники тоже работают по 402-ФЗ о бухучете. Но им надо использовать отраслевые нормативы, госстандарты учета (СГС) и бюджетные инструкции. Абсолютно весь госсектор работает на основании инструкции № 157н, но для разных типов учреждений есть собственные инструкции.
-
Какую отчетность сдают бюджетники?
Бюджетные учреждения отчитываются по формам, утвержденным Приказом Минфина № 33н. Состав отчетности зависит от типа учреждения, а сроки сдачи определяет учредитель. Кроме того, надо сдавать всю обязательную налоговую и персонифицированную отчетность.
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н
Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н
Приказ Минтруда России от 27.05.2016 N 260н
Приказ Минфина России от 30.12.2017 N 274н
Приказ Минфина России от 30.08.2024 N 121н
Приказ Минфина России от 30.08.2024 N 122н
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ