Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении

До того как прийти в коммерцию, я работала главным бухгалтером в бюджетном учреждении — занималась бухгалтерским учетом в МБУ. И скажу честно: в коммерции все гораздо проще. В бюджете есть свои планы счетов, инструкции по их применению и специальные стандарты бухучета для госсектора. Расскажу, как строится бюджетная бухгалтерия. 

Содержание

Каковы особенности ведения бухгалтерского учета в бюджете

Бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996). В настоящее время классифицируют 3 типа учреждений:

  • бюджетное (БУ);
  • автономное (АУ);
  • казенное (КУ).

Бухгалтерия госсектора (как и всех остальных организаций) работает на основании Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Но на практике ведение бухучета на предприятии и в госучреждении существенно отличается. Во-первых, бюджетники работают в соответствии с Бюджетным кодексом (БК РФ). Во-вторых, используют отдельные планы счетов, инструкции по их применению и госстандарты.

В таблице мы показали особенности бухучета для разных типов госучреждений:

Наименование сравнительного параметра Бюджетное Автономное Казенное
НПА 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» 174-ФЗ «Об автономных организациях» БК РФ
Основной вид деятельности Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности Возможно по усмотрению организации — поступления от платных услуг разрешают использовать на нужды бюджетных и автономных госучреждений (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ) Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты — поступления от платных услуг нельзя использовать на нужды казенного госучреждения
Основной источник финансирования Субсидирование, бюджетное финансирование Бюджетное финансирование
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств План финансово-хозяйственной деятельности Бюджетная смета
Расчетный счет В территориальных органах Федерального казначейства В ТОФК и коммерческих банках В ТОФК
Владение имуществом Право оперативного управления
Распоряжение объектами имущества По факту получения согласия собственника имущественного объекта
Ответственность по основным обязательствам Ответственность своими активами. Исключение — случаи, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми разрешено распоряжаться (ответственность остается за учредителем) Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя

Какие принципы ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Порядок бухучета определяется организационно-правовой формой учреждения. При ведении учета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и пр. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие органы, то есть учредителям. Причем отчитываться надо ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Сроки отчетности тоже определяют учредители — для каждого госучреждения они индивидуальны.

Советуем ознакомиться: календарь бухгалтерской отчетности на этот год

Поскольку бухгалтерия муниципального учреждения будет совершенно другая, бюджетный баланс (ф. 0503730) существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия (Приказ Минфина № 33н от 25.03.2011).

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

ВАЖНО!
По правилам бюджетный учет применяется для отражения операций финансово-хозяйственной деятельности госучреждения. Это касается всех операций: доходов и расходов, налоговых начислений и выплат. Налоговая отчетность для бюджетников тоже обязательна, как и отчеты в СФР за работников. Состав отчетности зависит от системы налогообложения и фактических операций организации за отчетный период.

Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичные документы и основные учетные регистры утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015.

Вот основные правила ведения бухгалтерского учета в бюджете:

  1. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  2. Основы бухучета для бюджетников — бюджетный план счетов и инструкция по его применению — утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010.
  3. Ключевой метод бухучета — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  6. Каждую финансово-хозяйственную операцию надо зарегистрировать, провести и подтвердить первичной документацией.
  7. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  8. Необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля бухгалтерского учета.
  9. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  10. В отчетах необходимо предоставлять только актуальную и достоверную информацию.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Как составляют учетную политику учреждения

Для бюджетников правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Учреждения госсектора составляют и утверждают локальные правила на основании стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017).

ВАЖНО!
Каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018). Учетная политика — это документ, который отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами госучреждения.

В учетной политике необходимо закрепить:

  • выбранную форму бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • список ответственных сотрудников;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и пр.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​учетной политики назначается главный бухгалтер или другой сотрудник, отвечающий за бухучет в учреждении.

Подробнее: как составить учетную политику организации

Какой план счетов используется в бюджетном учете

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Единый план действителен и для государственных органов, и для бюджетников. Но в нем есть указание, что для каждого типа госучреждения использует собственный план счетов:

ВАЖНО!
С 1 января 2026 года учреждения начнут применять новый стандарт для госсектора (СГС) «Единый план счетов бухучета госфинансов» (Приказ Минфина № 121н от 30.08.2024). А инструкция № 157н утратит силу (приказ № 122н от 30.08.2024). Но фактически СГС во многом совпадает с инструкцией № 157н.

План счетов бюджетников состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации либо которые по установленным причинам нельзя учесть на балансовых счетах (например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей).

Как в бюджете составляют бухгалтерские проводки

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Этот способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета, здесь никаких отличий от коммерции нет.

Надо знать: как использовать метод двойной записи в бухучете

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные, — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, для учета активных и пассивных финансовых результатов.
Полезно: как работать с активными и пассивными счетами бухгалтерского учета

При этом в проводке учитывают следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Приведем пример типовых бухгалтерских проводок бюджетного учреждения в 2024 году:

  1. Дт 4.507.10.131 Кт 4.504.10.131 — утверждены плановые назначения на текущий год по доходам от получения субсидии на выполнение госзадания.
  2. Дт 4.205.31.561 Кт 4.401.40.131 — начислен доход будущих периодов на дату заключения соглашения о субсидии, в общей сумме соглашения с учредителем.
  3. Дт 4.401.40.131 Кт 4.401.10.131 — субсидия признана в составе доходов текущего года, в сумме выполненного госзадания по отчету.
  4. Дт 0.201.11.510 Кт 0.205.ХХ.66Х — поступление доходов на лицевой счет учреждения в ТОФК.
  5. Дт 0.302.ХХ.837 Кт 0.303.01.731 — удержан НДФЛ с зарплаты, прочих выплат и вознаграждений.

Какие стандарты используются в бюджетном учете

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями (ст. 21 402-ФЗ). Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

Федеральные стандарты разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. А стандарты для учреждений госсектора (СГС) определяют специальные требования к бухучету организаций из бюджетной сферы РФ.

К примеру, учетную политику составляют по госстандарту из Приказа Минфина № 274н от 30.12.2017. Основные средства учитывают по нормам приказа № 257н от 31.12.2016. А бухгалтерскую отчетность сдают по СГС из Приказа Минфина № 260н от 31.12.2016. Напоминаю, что с 01.01.2026 начнет действовать новый СГС «Единый план счетов бухучета госфинансов».
Подробнее: перечень действующих ПБУ и ФСБУ

Бухгалтерский учет в бюджете: вопросы и ответы

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.