Урегулирование конфликта интересов муниципальных служащих

От конфликта интересов никто не застрахован. Муниципальный служащий обязан его предотвратить и урегулировать. В противном случае это грозит расторжением трудовых отношений с подачи работодателя (представителя муниципального образования).

Содержание

Причины конфликта интересов на муниципальной службе

Закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 говорит, что конфликт интересов (КИ) — это условия, при которых:

  • личная заинтересованность лица влияет на добросовестное исполнение им должностных функций;
  • лицо обязано предотвратить и урегулировать КИ.

Личная заинтересованность — это шанс получить деньги, имущество (имущественные права), услуги, иную выгоду:

  • лично гражданином и (или) его родственником (например, родителем, супругом, ребенком, сестрой, братом);
  • физическим или юридическим лицом, с которыми гражданин или его родственники имеют коммерческие (материальные), иные «дружественные» отношения.

Основная причина появления конфликта интересов у муниципальных служащих — это наличие у них полномочий выбирать, в чью пользу распределить ту или иную выгоду. Например, принятие кадровых решений. Когда служащий выбирает, кому отдать предпочтение (предоставить благо), он не застрахован от соблазна получить выгоду и пойти на ненадлежащее выполнение трудовых функций.

Риск попасть в КИ у тех, кто:

  • хочет финансовой выгоды;
  • связан семейными или личными отношениями;
  • имеет обязательства, например, после получения презента, оказания услуги;
  • контактирует с физическими или юридическими лицами вне службы;
  • имеет иную оплачиваемую работу;
  • связан судебным разбирательством;
  • обременен имущественными обязательствами.

Может пригодиться:

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателю предотвратить конфликт интересов. Используйте эти инструкции бесплатно.

Предотвращение конфликта интересов муниципальных служащих

Это заблаговременно принятые меры, которые направлены на ликвидацию причин возникновения КИ. К ним отнесем такие:

  • разработка муниципальным образованием актов (положений) о недопущении и разрешении конфликта интересов, о соблюдении законодательства о противодействии коррупции, о порядке уведомления о возникновении КИ или о возможности его возникновения;
  • ознакомление работников с актами, которые регулируют вопросы предотвращения КИ;
  • уведомление служащим работодателя о риске появления конфликта интересов.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Подробнее: как уведомить о возникновении конфликта интересов

Урегулирование конфликта интересов муниципальных служащих

Законом № 25-ФЗ от 02.03.2007 предусмотрены меры:

  • изменение должности или положения служащего. Разрешено отстранить его от рабочих функций (закон № 25-ФЗ от 02.03.2007);
  • отказ от преимуществ (благ), которые стали причиной КИ;
  • передача ценных бумаг (доли, пая) в доверительное управление.

Для урегулирования КИ орган местного самоуправления (МСУ) создает комиссию.

ВАЖНО!

Если не разрешить КИ, муниципального служащего уволят. Но если проблему нельзя устранить вследствие не зависящих от служащего обстоятельств, к дисциплинарной ответственности его не привлекут. Для этого служащий в срок:

  • 3 рабочих дня со дня обнаружения не зависящих от него обстоятельств подает уведомление (на бумаге или в электронной форме) об этом в комиссию. Если такие обстоятельства препятствуют соблюсти срок, уведомление подают в течение 10 рабочих дней, когда они прекращены;
  • 1 месяц с момента завершения действия обстоятельств принимает меры по урегулированию КИ.

Комиссия установит причинно-следственную связь между обстоятельствами и невозможностью разрешить ситуацию.

К обстоятельствам относят: стихийные бедствия, забастовки, военные мероприятия, террористические явления, запретительные или ограничительные меры, которые принимает государство (в том числе иностранное) и органы МСУ.

Работодатель (представитель нанимателя), который знает о личной заинтересованности муниципального служащего, обязан предотвратить и урегулировать КИ. В противном случае его уволят.

Однажды ко мне за советом обратился работник жилищной инспекции. Его волновала такая ситуация: может ли он (исполнитель) выполнить работу по гражданско-правовому договору (платно) для организации (заказчик, управляющая организация), чья профессиональная деятельность находится под контролем инспекции. Я посоветовала не заключать такой договор. В таких условиях работник жилищной инспекции получит материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими решениями при проверке соблюдения, например, качества оказания услуг при управлении МКД. Личная заинтересованность служащего может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и породить сомнения в его беспристрастности и объективности. Ситуация влечет КИ. За подобную сделку уволят.
Читайте также: как урегулировать конфликт интересов госслужащих

Часто задаваемые вопросы по теме конфликта интересов на муниципальной службе

Практикующий юрист с 2006 года. Работала в сфере банкротства, корпоративного права, пищевого производства. С 2018 г. ведущий юрисконсульт ресурсоснабжающей организации.