Нужно ли проводить СОУТ для глав администрации?
Специалисты сайта Онлайнинспекция.рф ответили на вопрос, нужно ли проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) для глав администрации и других выборных должностей, а также о необходимости подачи декларации.
Вопрос
Работодатель задал вопрос о том, нужно ли проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) для таких должностей, как главы администрации и выборные должности. Также был затронут вопрос о том, на каких рабочих местах нужно подавать декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Ответ
Ответ Онлайнинспекции: все рабочие места подлежат проведению СОУТ, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, заключивших трудовые договоры с работодателями-физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также с религиозными организациями.
Декларация подается в отношении рабочих мест, где:
- не выявлены вредные или опасные производственные факторы при идентификации;
- условия труда признаны оптимальными или допустимыми.
Рабочие места с допустимыми условиями труда декларированию не подлежат.
Правовое обоснование позиции
Позиция Минтруда основана на положениях Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно ч. 3 ст. 3 этого закона, специальная оценка условий труда не проводится в отношении надомников, дистанционных работников и сотрудников, заключивших трудовые договоры с физическими лицами, не являющимися ИП, или с религиозными организациями. Ч. 1 ст. 11 закона требует подачи декларации для рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные производственные факторы и где условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением определённых категорий рабочих мест (ч. 6 ст. 10). Ст. 14 документа классифицирует условия труда на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Оптимальные и допустимые условия труда характеризуются отсутствием или безопасными уровнями воздействия вредных факторов. Вредные и опасные условия труда включают различные уровни увеличенного риска для здоровья сотрудников.
Статья 11 Федерального закона № 426-ФЗ:
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Вывод
Таким образом, для глав администрации и других выборных должностей, как и для любых иных рабочих мест, необходимо проводить специальную оценку условий труда, если они не относятся к исключениям, прописанным в законе. Декларация о соответствии условий труда подается только для тех рабочих мест, где не выявлены вредные и опасные производственные факторы, либо условия труда признаны оптимальными или допустимыми.
Отметим, что эта позиция, хотя и является официальной, была сформулирована специалистами Онлайнинспекции в ответ на конкретный вопрос и не может быть применена в отрыве от ситуации запроса пользователя.