Должная осмотрительность: как не ошибиться с контрагентом

В своем обзоре КонсультантПлюс анализирует судебную практику по вопросу должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Содержание

Должная осмотрительность доказана

Рассмотрели, как компании могут доказать должную осмотрительность при выборе контрагентов. В одном из примеров компания предоставила налоговой первичные документы, среди которых были копии бухгалтерской отчетности партнеров и регламент по выбору контрагентов.

Однако налоговики не приняли расходы по одному из контрагентов, поскольку компания не проявила должную осмотрительность при выборе субподрядчиков.

АС Московского округа встал на сторону компании.

Должную осмотрительность не подтвердили

В другом случае налоговая по итогам проверки установила формальный документооборот и доначислила налоги, пени и штраф. Компания настаивала на том, что сделки реальны, а контрагенты проверены.

АС Московского округа встал на сторону налоговиков. Суд отметил, что при выборе контрагента следует оценивать не только условия сделки и коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию партнера, его платежеспособность, риск неисполнения обязательств.

В похожем деле суд указал также на то, что компания не проявила должной осмотрительности, так как не проверила информацию о деловой репутации контрагента.

Регистрации в ЕГРЮЛ не всегда достаточно

Были рассмотрены случаи, когда регистрация в ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на учет в налоговой не являются достаточными для доказательства должной осмотрительности.

По результатам выездной проверки инспекция сделала вывод о нереальности сделок: контрагенты сомнительны, доказательств должной осмотрительности нет.

АС Московского округа поддержал налоговую. Он отметил: регистрация партнеров в ЕГРЮЛ, а также свидетельство о постановке на учет в налоговой не говорят о надежности. Компания не подтвердила личные встречи с контрагентом, не проверила штат сотрудников, их опыт и ресурсы компании.

Проверка на общедоступных ресурсах подтверждает должную осмотрительность

В некоторых случаях проверка контрагента на общедоступных ресурсах, таких как сайт ФНС, может быть достаточной для доказательства должной осмотрительности. Суды в этих случаях встают на сторону налогоплательщика.

Например, АС Поволжского округа подтвердил должную осмотрительность налогоплательщика. Компания при оценке партнеров применяла рекомендации Минфина и до заключения сделок проверила контрагентов через сервис «Прозрачный бизнес», запросила у них все учредительные документы, проверила записи в ЕГРЮЛ.

Читайте дополнительно по теме: