Госзакупки: как изменилось законодательство в 2015 году
Государственные закупки – это весьма важная тема для представителей бизнеса с точки зрения потенциальной прибыли, так как потребности юридических лиц с государственным участием, а также различных МУП и ФГУП достаточно велики. В данной сфере в 2015 году были введены существенные изменения, направленные прежде всего на расширение списка подрядчиков и ужесточение процедуры закупок.
Новые требования к участникам закупок
Изменения в федеральном законе № 223-ФЗ
Итоги госзакупок в 2015 году
(К оглавлению) По данным официального портала государственных закупок, за 2015 год было опубликовано более 2.7 млн заявок на товары, услуги или работы для нужд государственных организаций, на основании которых было заключено 2.8 млн контрактов.
Общая сумма этих контрактов составила более 4.5 трлн. рублей, а число организаций-заказчиков за этот год увеличилось более чем на 5 тыс. и составило около 250 тыс. предприятий. Крупнейшим государственным заказчиком в этом году стало Федеральное агентство связи.
Планы и обоснование закупок
(К оглавлению) С начала нынешнего года для госзаказчиков введено требование по составлению плана закупок. Этот документ должен содержать перечень товаров, работ или услуг, сроки предполагаемого тендера и стоимость на три следующих года. Государственные заказчики обязаны разместить его на официальном сайте до конца текущего года. Далее из него будет формироваться план-график размещения заказов. Он будет содержать информацию об объемах, сроках и стоимости госзакупки организации на текущий или будущий год, в зависимости от даты его утверждения и размещения на официальном сайте. С этого года действует положение о нормировании государственного заказа - необходимые товары не должны относится к предметам роскоши или предметам с избыточными свойствами. Фактически, организации могут разместить его после утверждения до окончания финансового года. Стоит упомянуть об исключениях - организации, осуществляющие закупки по федеральному закону № 223-ФЗ, вместо плана-графика должны составить, утвердить и разместить план закупок. Также с 2015 года ведется реестр договоров, которые заключают компании с госучастием. Обобщить все сведения по государственным закупкам должна будет единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок, которая окончательно заработает с 1 января 2016 года.
В ней будут содержаться все сведения, касающиеся госзаказов, на которые не распространяются положения о государственной тайне.
Новые требования к участникам закупок
(К оглавлению) Введены единые требования к участникам закупки:
- они должны быть правомочны заключить контракт;
- у физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица (если они являются участниками закупки) должна отсутствовать судимость за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также в отношении указанных лиц не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания
- участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
- между участником закупки и заказчиком не должно быть конфликта интересов.
Новое в 44 ФЗ о закупках
(К оглавлению) Изменения претерпели и два основных законодательных акта, регламентирующих сферу госзакупок. Различные ведомства также приняли ряд решений, который отразится на порядке ведения закупок или усиливает контроль за ними. В частности, в 44 ФЗ о закупках от 05.04.13 за текущий год было внесено сразу 9 изменений, которые уже вступили в силу. Изменения связаны со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства, дополнениями в связи с изменением жилищного закона, отменой необходимости предоставления печатей в случае, если они не предусмотрены, и прочие технические поправки. Одно из основных изменений этого нормативного документа вступит в силу уже 1 января. Начиная с 2016 года, заказчики должны будут закупать для своих нужд только российские товары, а работы и услуги должны оказывать им только российские компании. Для заказа иностранных товаров, работ или услуг в единой информационной системе госзакупок необходимо разместить обоснование для такой закупки. При этом, на закупки у офшорных компаний установлен полный запрет. Это изменение вызвало большой резонанс среди иностранных компаний, работающих с российскими госзаказчиками. Особенной проблемой нововведение может стать для иностранных компаний, которые предоставляют программное обеспечение. Запрет на закупку иностранных товаров будет действовать при наличии на российском рынке минимум трех аналогов российского производства.
Поэтому пока производителям софта не стоит беспокоиться. В областях, где российские производители представлены в «ассортименте», предпочтение должно отдаваться именно отечественных товаропроизводителям.
Изменения в федеральном законе № 223-ФЗ
(К оглавлению) Во второй важный федеральный закон № 223-ФЗ, который регламентирует госзакупки, за 2015 год было внесено всего 3 изменения. Первое изменение коснулось предоставления аудиторских услуг. Второе - затронуло оборонные предприятия: теперь поставщики должны открыть отдельный счет для расчетов заказчика. И третье изменение связано с представителями малого и среднего бизнеса. После вступления в силу федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», в законе № 223-ФЗ появилось обязательное требование о приобретении товаров, услуг или работ у субъектов малого и среднего бизнеса. Заказчики обязаны приобрести у такой категории предпринимателей инновационную и высокотехнологичную продукцию, а также лекарственных средства в размере 10% от общей стоимости всех госконтрактов заказчика. Утвержден список компаний с госучастием, которые подлежат мониторингу со стороны АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на предмет процентного соответствия нормам таких закупок у представителей малого и среднего бизнеса. Сведения о таких закупках должны быть обязательно отражены в годовом отчете заказчика, размещенном на едином портале. В случаях, если доля закупок организации составит меньше указанной нормы, или заказчик не разместит отчет, ему будет запрещено производить госзакупки.
Еще одно изменение в этот документ касается расширение понятия “субъекты естественных монополий и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов».
Ведомственные нововведения
(К оглавлению) В этом году был принят ряд решений различных ведомств, которые направлены на ужесточение контроля за прозрачностью схем проведения тендеров, планирования и выполнения обязательств по контрактам. Например, с 1 января 2015 года установлен порядок разработки типовых договоров по закупкам. В частности, у Федеральной антимонопольной службы появилась возможность приостанавливать закупки у представителей малого и среднего бизнеса. Также ФАС разработала стандарт осуществления закупочной деятельности и регламент подачи и рассмотрения жалоб, а Министерство финансов дало разъяснение о списании задолженностей по госконтрактам. Кроме того, начиная со следующего года, каждой закупке будет присваиваться индивидуальный идантификационный номер. Методика формирования номера и порядок его присвоения утверждены приказом Минэкономразвития № 422 от 29.06.15. Присвоение номеров каждой закупке должно не только облегчить контроль за оплатами по госконтрактам, но и улучшить систему выборочного постконтроля. Постановлением Правительства № 99 от 4 февраля 2015 года были введены дополнительные требования к подрядчикам по таким видам работ, как реставрация объектов культурного наследия, строительство и транспортировка водными видами транспорта. При выборе исполнителя для данных работ заказчики должны затребовать у подрядчика акты выполненных работ по аналогичным контактам. Все изменения в системе государственных закупок – от расширения или введения нового термина до изменения порядка значимы как для представителей бизнеса, так и для государственных организаций. За этот год было заключено на 60 тыс. государственных контрактов больше, чем в прошлом году. Участие в государственных заказах предполагает довольно большую предварительную работу по сбору документов и предоставлению их заказчикам, но столь значительное увеличение количества заключенных контрактов говорит только о том, что этот рынок растет и это перспективное направление для бизнеса. От редакции: всегда актуальная информация о государственных закупках можно найти в тематическом Путеводителе по контрактной системе Консультант Плюс. Читать подробнее 0 законах: 44 фз 94 фз 223 фз
Дополнительно:
Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99
Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ
Приказ Минфина России от 29.06.2015 N 98н
Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422
"Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц"
Постановление Правительства РФ от 24.10.2015 N 1139
Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р