Биржевой Николай
1 131

Московские бизнесмены и торговый сбор: кто, когда и сколько должен платить

26 октября истекает срок уплаты торгового сбора за третий квартал текущего года. Новый платеж утвержден пока только для столичных предпринимателей. Кто должен расплатиться по нему, по каким ставкам и в каком порядке, рассказывает статья Петербургского правового портала.

Содержание

Плательщики торгового сбора

Подготовка столичных бизнесменов к уплате торгового сбора началась в конце прошлого года: сразу после того, как президент Путин подписал соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. Уже в середине декабря власти Москвы утвердили свой закон – о ставках и плательщиках торгового сбора. Таковыми признаются все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность:

  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (кроме автозаправок);
  • через объекты нестационарной торговой сети;
  • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • на розничных рынках.

По оценкам правительства Москвы, в первый раз торговый сбор внесут порядка 40 тысяч плательщиков в отношении 63 тысяч торговых объектов. Большая часть из них – это объекты стационарной торговой сети (55 тысяч).

Льготы по торговому сбору

Федеральное законодательство устанавливает список предпринимателей, которые освобождаются от уплаты торгового сбора. В то же время регионам, где утвержден этот платеж, позволено по собственному усмотрению дополнять перечень льготников. В итоге торговый сбор в Москве за третий квартал 2015 года не платят:

  • индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН и ЕСХН, при условии, что патент или единый налог применяются в отношении тех же видов деятельности, которые подлежат обложению торговым сбором;
  • организации и ИП, которые осуществляют реализацию изготовленной самостоятельно кулинарной продукции через объекты общественного питания;
  • налогоплательщики, которые оказывают населению бытовые услуги, соответствующие ГОСТ Р 53108-2008 «Услуги бытовые. Классификация организаций», и при этом осуществляют реализацию сопутствующих товаров;
  • владельцы вендинговых аппаратов;
  • отделения почтовой связи;
  • организаторы ярмарок выходного дня, специализированных и региональных ярмарок;
  • предприниматели, осуществляющие разносную торговлю в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
  • религиозные организации;
  • торговцы в театрах, кинотеатрах и музеях, если по итогам квартал доля их доходов от продажи билетов в общем объеме доходов составила 50 и более процентов;
  • организации и ИП, осуществляющие торговую деятельность через нестационарные торговые объекты со специализацией «Печать» (киоски);
  • предприниматели, торгующие на территориях агропродовольственных кластеров;
  • интернет-магазины;
  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков.

Порядок постановки на учет

Налоговый кодекс РФ обязывает предпринимателей, занятых торговлей, самостоятельно уведомлять налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства ИП о ведении такой деятельности. Поскольку торговый сбор начал действовать с 1 июля 2015 года, и на этот момент многие организации и ИП уже вели торговую деятельность, они должны были стать на учет в территориальные налоговые органы не позднее 7 июля. Тем бизнесменам, кто только начал работать, дается 5 дней с даты начала торговой деятельности для первоначальной постановки на учет. О ведении торговой деятельности необходимо уведомлять налоговиков ежеквартально, особенно в том случае, если торговля на время закрывается или площадь торгового объекта меняется.

Для удобства предпринимателей ФНС разработала рекомендуемые формы уведомлений о постановке на учет (изменении показателей объекта торговли) и о снятии с учета. Но бизнесу позволено уведомлять налоговиков и в ином формате: главное, чтобы в заявлении были представлены все необходимые данные о плательщике и объекте.

Напомним, подать уведомление можно через интернет, предварительно скачав специальную программу с сайта Налоговой службы. Обращаем внимание, что даже если хозяйствующий субъект имеет право не платить торговый сбор, он обязан стать на учет в территориальные налоговые органы. Вместе с уведомлением предприниматель предъявляет документы, подтверждающие его право на льготу по федеральному или региональному законодательству.

Наказание за работу без уведомления налоговиков

Несвоевременная постановка на учет в налоговые органы в качестве плательщика торгового сбора грозит немалым штрафом. Как указала ФНС в своем Письме от 18 августа 2015 г. N СА-4-7/14504@, в случае установления факта использования объекта для осуществления торговой деятельности предпринимателя могут привлечь к ответственности сразу по нескольким статьям КоАП РФ – «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» (статье 15.6 КоАП РФ), «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» (статье 126 НК), «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе» (статье 116 НК РФ). Так что, отказавшись стать на учет, экономическому агенту придется заплатить штраф не меньше 41 тысячи рублей. Но поскольку штрафные санкции выписываются по результатам проверки, не исключено, что налоговики найдут и другие нарушения, за что также накажут. И, хотя дважды за отказ стать на учет оштрафовать не могут, зарегистрироваться сразу выйдет дешевле.

Ставки и сроки уплаты торгового сбора

Поскольку торговый сбор является региональным платежом, правительство Москвы установило на него собственные ставки, дифференцирующиеся по видам деятельности, месту расположения объекта торговли, а также особенностям осуществления торговли. Как ранее уточняли чиновники, для объектов с площадью торгового зала до 50 кв.м. ставки рассчитывались, исходя из расчетной стоимости патента в сфере торговли. Владельцам стационарных объектов большей площади за каждый дополнительный кв.м. ежеквартально придется доплачивать по 50 рублей. Для объектов, не имеющие торговых залов, а также объектов развозной и разносной торговли городским законом введена фиксированная ставка – от 28 до 81 тысячи рублей в квартал.

Платить торговый сбор предприниматели должны каждые три месяца. Расчетной датой считается 25 число месяца, следующего за кварталом. Однако, если крайний срок оплаты сбора выпадает на выходной или праздничный день, он переносится на следующий рабочий. Так получилось на этот раз: 25 октября – воскресенье, поэтому налоговики ждут уплаты сбора до 26 октября включительно. За последний квартал 2015 года уже придется расплачиваться до 25 января (понедельник).

Реквизиты для перечисления торгового сбора

Накануне ФНС выпустила разъяснительное письмо, где уточнила, какие именно данные необходимо указать при уплате торгового сбора. При перечислении торгового сбора по месту нахождения объекта недвижимого имущества обязательно вписываются:

  • ИНН, КПП ИФНС России по г. Москве – по месту учета в качестве плательщика торгового сбора;
  • номер счета, наименование Управления Федерального казначейства по г. Москве и в скобках наименование ИФНС России по г. Москве – по месту учета в качестве плательщика торгового сбора;
  • код ОКТМО по г. Москве по месту осуществления торговой деятельности.

При перечислении торгового сбора с объекта движимого имущества указывается:

  • ИНН, КПП ИФНС России в субъекте Российской Федерации – по месту учета в качестве плательщика торгового сбора (по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя);
  • номер счета, наименование Управления Федерального казначейства по г. Москве и в скобках наименование ИФНС России, по месту учета в качестве плательщика торгового сбора (месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя);
  • код ОКТМО по г. Москве, отраженный в Уведомлении (форма ТС-1).

Возможность зачета сумм торгового сбора

Налоговое законодательство позволяет вычитать суммы уплаченного торгового сбора из суммы налога на прибыль, единого налога по упрощенной системе налогообложения (если объект налогообложения - доходы) или НДФЛ. Однако существуют определенные тонкости зачета сумм торгового сбора, отмечают чиновники. Из разъяснений Минфина следует, что уплаченный торговый сбор можно учитывать при расчете налога по УСН «доходы», но только по тем доходам, в отношении которых совершен платеж. В то же время сумма торгового сбора может учитываться в доле расходов, на которые уменьшаются доходы при использовании УСН «доходы минус расходы». Что касается налога на прибыль, то торговый сбор можно зачесть исключительно в счет его региональной части, поскольку сам налог – местный.

Поясняя порядок зачета сумм торгового сбора при определении НДФЛ, ФНС предлагает индивидуальным предпринимателям при заполнении декларации предоставлять налоговым инспекторам подтверждение факта уплаты торгового сбора, после чего делать соответствующую корректировку суммы налога на доход.

Будущее столичного эксперимента

Совсем скоро столичные власти отчитаются по результатам уплаты торгового сбора за третий квартал. С самого начала чиновники заявляли, что новый платеж в целом не отразится на уровне фискальной нагрузки добропорядочного налогоплательщика. В то же время они надеются ежегодно получать от торгового сбора по 20 миллиардов рублей.

Если доходы бюджета Белокаменной действительно вырастут, не исключено, что и остальные регионы захотят ввести его у себя. Ведь это - живые деньги, утаивание которых приносит дополнительную прибыль в виде штрафных санкций. Пока, правда, закон разрешает вводить платеж только в трех городах федерального значения: Севастополе, Москве и Санкт-Петербурге. И если столица в перспективе отказываться от сбора не собирается, то Смольный – наоборот, пока существует такая возможность, не хочет увеличивать нагрузку на бизнес в кризис. По крайней мере, по словам питерского градоначальника Георгия Полтавченко, в следующем году вводить сбор не планируется, поскольку торговцы потеряют из-за него дополнительные 17 миллиардов рублей.

Впрочем, еще на стадии обсуждения «формата» торгового сбора авторы выдвигали идею, как новые источники покрытия дефицита региональных бюджетов. Новый вид местного сбора помог бы сохранить на прежнем уровне доли федеральной казны от налогов общего уровня и одновременно сократить дотации из нее. Но ввести торговый сбор повсеместно в прошлом году не получилось из-за недовольства предпринимателей. Но это предложение, несомненно, еще вернется, учитывая углубление кризиса и рост дефицита бюджета как на федеральном, так и на региональном уровнях. Скорее всего, его выдвинет уже новая законодательная власть (после выборов 2016 года в Госдуму), у которой впереди будет целых четыре года, чтобы торговый бизнес привык к новым условиям работы.