Таблички ответственных за пожарную безопасность в помещении: правила размещения
По закону, назначение ответственного за пожарную безопасность на предприятии является обязательным. Но если компания крупная, то далеко не все сотрудники знают его в лицо. А сведения о нем в случае экстренной необходимости надо найти быстро. Для этого предусмотрены специальные таблички, размещенные на видном месте. Разберемся, нужны ли по новым требованиям таблички ответственных за пожарную безопасность в помещении, как их оформить и где разместить.
Требования к противопожарной безопасности
Все действующие организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать целый комплекс мер для профилактики пожаров или их оперативной ликвидации в случае возгорания в занимаемых ими помещениях: торговых, производственных, складских и офисных. Руководитель организации в обязательном порядке назначает одного или нескольких работников, ответственных за пожарную безопасность (ПБ) (п. 4 правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479).
Советуем прочитать: как обеспечивается пожарная безопасность офисных помещений
Требуется, чтобы для должности ответственного за пожарную безопасность выбирали обученных специалистов, в зоне ответственности которых находится много задач. Среди них:
- эвакуация людей;
- обеспечение сохранности и работоспособности инвентаря для тушения пожаров;
- обеспечение доступа к запасным выходам;
- оснащение помещений специальными знаками;
- размещение на видном месте плана эвакуации и другой подобной информации, которая поможет сориентироваться в экстренной ситуации.
Подробнее: что входит в обязанности ответственного за пожарную безопасность
В состав такой обязательной к размещению в помещениях коммерческого и социального назначения информации до 2012 года входила и табличка «Ответственный за пожарную безопасность в организации», которую обязывали размещать во всех помещениях компании. Это было прописано в действовавшем тогда ППБ-01-03:
Во всех производственных, административных, складских и других помещениях на видных местах необходимо располагать таблички с указанием ответственного за пожарную безопасность.
Но в 2012 году утвердили правила пожарной безопасности (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390), в которых отсутствовало прямое указание на обязательное размещение таких табличек. С 2021 года действуют новые правила по пожарной безопасности, утвержденные Постановлением № 1479. В них по-прежнему не указано, что надо размещать таблички с информацией о сотруднике, который отвечает за ПБ. То есть размещение такой информации остается необязательным.
Правда, от обязанности издать специальный кадровый приказ, заключить дополнительное соглашение или трудовой договор с работниками, уполномоченными на обеспечение мер противопожарного характера в каждой организации, руководителей никто не освободил.
Нужно ли размещать информационные таблички с данными ответственных лиц и номерами их телефонов, теперь решают сами руководители организаций и ИП. И многие из них все же сохраняют в своей зоне ответственности такие информационные сообщения.
Если есть такие указатели, все работники, посетители и проверяющие сразу увидят, к кому следует обращаться по всем вопросам, связанным с пожарной безопасностью, например, у кого получать инструкции или взять ключ от запасного выхода. В связи с этим важно, как выглядит табличка и как ее разместить. Поскольку это не требует больших затрат, но способна принести ощутимую пользу.
Несмотря на то, что, по закону, они не обязательны, директор вправе утвердить их в качестве обязательных для компании при помощи ЛНА. Его оформляют как дополнение к приказу о назначении ответственного за ПБ.
Для начала изучим, как правильно назначить ответственное лицо, чьи данные следует на табличке писать.
Как назначить ответственного за пожарную безопасность
Сотруднику, ответственному за пожарную безопасность, надо обязательно иметь необходимый уровень подготовки. Его дает дополнительное профессиональное образование (ДПО) для сотрудников, отвечающих за пожарную безопасность (п. 3 правил. утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479). Ответственный за ПБ обязан пройти это обучение в специализированном учебном центре (приложение № 3 к Приказу МЧС от 18.11.2021 № 806, приложение № 1 к Приказу МЧС от 05.09.2021 № 596).
Что конкретно он изучит по программе ДПО, зависит от следующих условий (п. 4 приложения № 1 к Приказу № 596):
- потребностей предприятия, направившего его на обучение;
- специфики деятельности компании;
- образования, квалификации и опыта сотрудника.
Дополнительное требование — сотрудники, проходящие такое обучение, обязаны обладать или получать на тот момент среднее профессиональное или высшее образование (п. 5 приложения № 1 к Приказу № 596).
После аттестации в учебном центре работник получает удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (п. 15 ст. 76 ФЗ № 273 от 29.12.2012).
Требований к периодичности повышения квалификации таких работников закон не устанавливает. Когда направлять на повторное обучение, руководитель компании решает сам (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). Эти сроки прописывают в допсоглашениях к трудовым договорам. Для большинства профессий закон устанавливает периодичность для повышения квалификации — раз 5 лет.
Специалистов, отвечающих за ПБ в организации, вправе назначить не одного, а сразу нескольких: число таких сотрудников зависит от штатной численности работников и сферы деятельности компании. О назначении каждого такого сотрудника руководитель издает приказ, как того требуют ППБ № 1479. Этот документ составляется в произвольной форме.
Подробнее: как составить приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации
Если компания небольшая, директор вправе взять эту функцию на себя. Тогда ему придется лично инструктировать по ПБ всех новых сотрудников и вписать личные данные в таблички. Если иного работника назначили уполномоченным по ПБ, то в его трудовом договоре надо указать все возложенные на него полномочия. Когда назначение произошло позже заключения трудового договора, к нему необходимо заключить дополнительное соглашение с указанием всех обязанностей сотрудника. Эти функции работник вправе совмещать с основной работой или исполнять отдельно в качестве штатной единицы.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как обеспечить пожарную безопасность на предприятии (в организации). Используйте эти инструкции бесплатно.
Требования к табличке об ответственном за пожарную безопасность
Чтобы правильно оформить табличку ответственного за пожарную безопасность по ГОСТу в 2024 году, обратимся к действующему ГОСТу 12.4.026-2015. Оказывается, в нем такие требования не прописаны, поскольку, по новым правилам, эти информационные таблички не обязательны.
Но если в компании есть необходимость использовать такие таблички, то ориентируются на прежние требования, которые указаны в устаревшем ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Рассмотрим образец таблички «Ответственный за пожарную безопасность»:
Мы видим, что в нее вписывают данные ответственного сотрудника:
- фамилию, имя, отчество;
- должность;
- номер телефона.
Никакой другой информации указывать не надо. В соответствии с прежним ГОСТом, размеры таблички «Ответственный за пожарную безопасность» составляют 100×200 мм. Внешний вид этого информационного стенда рассчитан на то, чтобы привлекать взгляд. В установленной форме он имеет:
- ярко-красную окантовку по краям;
- красные надписи на белом фоне;
- поле для внесения данных работника и его номера телефона;
- информацию о телефонном номере 01, куда необходимо звонить при пожаре.
Изготовить такие стенды вы вправе самостоятельно, просто распечатав на принтере и заламинировав их. Тогда данные работников удобнее не вписывать от руки, а впечатать на компьютере. Где вешается табличка «Ответственный за пожарную безопасность», каждая организация решает самостоятельно. Желательно делать это в заметных местах, недалеко от запасных выходов, которые потребуется срочно открывать при эвакуации. Допускается разместить эту информацию на специальном стенде, посвященном ПБ. Если предприятие небольшое, то место установки таблички «Ответственный за пожарную безопасность» часто выбирают рядом с рабочим местом сотрудника.
Каждому руководителю компании надо помнить о том, что хотя теперь за отсутствие такой таблички никого не наказывают, она окажется необходимой, если зайдет речь об экстренных мероприятиях. В связи с этим желательно потратить немного времени на ее изготовление и размещение на видном месте.
Читайте также:
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Скачать образец приказа о назначении уполномоченного сотрудника по мерам пожарной безопасностиПостановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Приказ Росстандарта от 24.05.2016 N 387-ст
Приказ Росстандарта от 10.06.2016 N 614-ст
Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479
Приказ МЧС России от 05.09.2021 N 596