Социальный педагог в школе: права и обязанности

Должностные обязанности социального педагога включают в себя непосредственную работу с ребенком и семьей в школьной среде:

  • создание условий для развития;
  • защита прав детей;
  • формирование и «настройка» отношений «семья-школа»;
  • помощь в организации работы учителей;
  • повышение успеваемости детей;
  • медиация конфликтов «ученик-семья-учитель-школа».
Содержание

Специалист в области воспитания

Учителя в образовательных учреждениях больше «предметники», это определяет, чем занимается социальный педагог в школе: вопросы педагогики первичны в их образовании. Педагоги обсуждаемого профиля занимаются вопросами формирования личности:

  • помощь в сохранении общественной нормы;
  • коррекция отклоняющегося поведения;
  • стимулирование социализации и ресоциализации;
  • создание здорового детского коллектива.

Работают эти педагоги в школах, в том числе в составе социально-педагогических служб (в больших школах). В современном обществе работа социального педагога в школе с детьми — не единственное место занятости. Есть и иные: в образовательных учреждениях нешкольного типа, школах-интернатах, образовательных коррекционных и семейных центрах, благотворительных организациях. Иногда вакансии открываются в НКО, оказывающих помощь попавшим в трудную ситуацию женщинам и детям. Объем решаемых задач зависит от специфики отдельной организации и хорошо показывает, кто такой социальный педагог в школе или семейном центре, какие ему нужны знания и навыки.

В школьной среде специалист по воспитанию работает с детьми, педагогическим коллективом, родителями и внешними социальными институтами для профилактики кризисных ситуаций. Особая составляющая деятельности — работа социального педагога с учителями, включающая в себя:

  • проведение обучающих мероприятий, семинаров-практикумов, консультирований;
  • оказание методической помощи, например в проведении родительских собраний, классных часов и пр.;
  • разработка внутренних правил для учителей-предметников, классных руководителей;
  • индивидуальное консультирование при проведении профилактических мероприятий, в том числе по работе с детьми группы риска;
  • выполнение правовой работы социального педагога, в том числе в рамках возникающих конфликтов.

Специалисты в области воспитания относятся к педагогическим работникам. Обратите внимание: все требования к должностям педагогических работников в государственной системе образования, в том числе к работе социального педагога в общеобразовательной школе, сформулированы законодательно.

ВАЖНО!

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах (ст. 46-48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Деятельность профильных педагогов описана в профессиональном стандарте 01.005. С его помощью обеспечивается единый квалификационный подход к подготовке и подбору этой категории специалистов для системы общего образования.

ВАЖНО!
Все школы с 01.01.2020 обязаны применять в работе профессиональные стандарты (п. 2 Постановления Правительства от 27.06.2016 № 584). ЕКС в практической работе не используются.

Требования к специалистам

Общие требования к сотруднику для выполнения основной работы социального педагога сложно формализовать. Они «качественные», являются частью эмоционального интеллекта человека. Соответствие им приходит с опытом и в результате последовательного обучения. Специалисту потребуются:

  • знание возрастной психологии для понимания тех, с кем трудится;
  • умение прогнозировать поведение отельного человека, а для работы социального педагога с классом — целого коллектива;
  • владение арсеналом педагогических средств;
  • адаптивность, умение найти подход к каждому обучаемому и его родителям;
  • способность прогнозировать социально-педагогическую ситуацию;
  • умение решать возникающие проблемы и конфликты;
  • эвристичность и вариативность в профессиональной и общественной деятельности;
  • знание основ медиации как способа разрешения сложных ситуаций; понимание, уважение и эмпатия к участникам конфликта и пр.

Общие требования к педагогу сформулированы в подразделе 3.1 раздела III профстандарта.

Профессионально-квалификационные ступени роста внутри профессии профильного педагога зависят от сложности выполняемой обобщенной функции (в соответствии с функциональной картой раздела II профстандарта) и выглядят следующим образом:

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в обязанности классного руководителя. Используйте эти инструкции бесплатно.

Обязанности специалиста в области воспитания

В профстандарте 01.005 обязанности специалиста, выполняющего работу социального педагога в образовательном учреждении, описываются тремя трудовыми функциями:

  1. Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации.
  2. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.
  3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся.

В должностной инструкции они составляют содержание части 2. Должностные обязанности описываются в части 3. Каждая функция детализируется трудовыми действиями подразделов 3.1-3.3. Необходимые знания и умения размещаются либо пофункционально, либо общим списком в первой части инструкции.

ДИ подготавливается кадровой службой. При составлении текста, описывающего профессионально-квалификационные требования и обязанности специалиста (педагога), опираются на:

  • требования профстандарта, обязательного, в этом случае, для использования;
  • устав школы;
  • другие ЛНА.
ВАЖНО!
Оформляется ДИ согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Подготовленный текст, содержащий весь перечень обязанностей педагога в школе, выглядит следующим образом:

Права и ответственность

Права и ответственность педагогического работника детально прописываются. Это определяется спецификой занятости, работой с несовершеннолетними, большой социальной важностью, получением отложенного результата педагогической деятельности. В качестве примера — раздел с описанием прав.

4. Права

Социальный педагог школы в пределах своей компетенции имеет право:

4.1. Участвовать в разработке:

  • социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
  • управленческих решений, которые касаются вопросов социальной адаптации учащихся;
  • положений о подразделениях, которые занимаются работой по социальной адаптации учащихся, их компетенциях, обязанностях, полномочиях, ответственности.

4.2. Проводить переговоры по программам и проектам социальной адаптации учащихся школы.

4.3. Формировать и вносить предложения о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений по социальной адаптации учащихся школы, прекращении или приостановлении таких проектов и программ.

4.4. Устанавливать контакты с физическими и юридическими лицами от имени школы в целях социальной адаптации учащихся.

4.5. Запрашивать классных руководителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам адаптации учащихся для проведения контроля и внесения изменений в рабочую документацию.

4.6. Осуществлять контроль и оценку хода и результатов проектов и программ адаптации учащихся, налагать запрет на них для преодоления возможных негативных последствий.

4.7. Требовать от участников учебно-воспитательной деятельности соблюдения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер), выполнения норм и требований профессиональной этики.

4.8. Отдавать распоряжения, касающиеся вопросов социального характера, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, психологу, классным воспитателям, обслуживающему персоналу.

4.9. Привлекать учащихся школы в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях в образовательном учреждении, к дисциплинарной ответственности за проступки, которые приводят к дезорганизации учебно-воспитательной деятельности.

4.10. Повышать квалификацию педагога.

4.11. Проходить в установленном порядке аттестацию.

4.12. Защищать профессиональную честь и достоинство педагога.

4.13. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.14. Проходить ежегодный бесплатный медицинский осмотр.

Часть, содержащая ответственность педагога, также учитывает особенности выполняемых функций.

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).