Социальный педагог в школе: права и обязанности
Должностные обязанности социального педагога включают в себя непосредственную работу с ребенком и семьей в школьной среде:
- создание условий для развития;
- защита прав детей;
- формирование и «настройка» отношений «семья-школа»;
- помощь в организации работы учителей;
- повышение успеваемости детей;
- медиация конфликтов «ученик-семья-учитель-школа».
Специалист в области воспитания
Учителя в образовательных учреждениях больше «предметники», это определяет, чем занимается социальный педагог в школе: вопросы педагогики первичны в их образовании. Педагоги обсуждаемого профиля занимаются вопросами формирования личности:
- помощь в сохранении общественной нормы;
- коррекция отклоняющегося поведения;
- стимулирование социализации и ресоциализации;
- создание здорового детского коллектива.
Работают эти педагоги в школах, в том числе в составе социально-педагогических служб (в больших школах). В современном обществе работа социального педагога в школе с детьми — не единственное место занятости. Есть и иные: в образовательных учреждениях нешкольного типа, школах-интернатах, образовательных коррекционных и семейных центрах, благотворительных организациях. Иногда вакансии открываются в НКО, оказывающих помощь попавшим в трудную ситуацию женщинам и детям. Объем решаемых задач зависит от специфики отдельной организации и хорошо показывает, кто такой социальный педагог в школе или семейном центре, какие ему нужны знания и навыки.
В школьной среде специалист по воспитанию работает с детьми, педагогическим коллективом, родителями и внешними социальными институтами для профилактики кризисных ситуаций. Особая составляющая деятельности — работа социального педагога с учителями, включающая в себя:
- проведение обучающих мероприятий, семинаров-практикумов, консультирований;
- оказание методической помощи, например в проведении родительских собраний, классных часов и пр.;
- разработка внутренних правил для учителей-предметников, классных руководителей;
- индивидуальное консультирование при проведении профилактических мероприятий, в том числе по работе с детьми группы риска;
- выполнение правовой работы социального педагога, в том числе в рамках возникающих конфликтов.
Специалисты в области воспитания относятся к педагогическим работникам. Обратите внимание: все требования к должностям педагогических работников в государственной системе образования, в том числе к работе социального педагога в общеобразовательной школе, сформулированы законодательно.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах (ст. 46-48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Деятельность профильных педагогов описана в профессиональном стандарте 01.005. С его помощью обеспечивается единый квалификационный подход к подготовке и подбору этой категории специалистов для системы общего образования.
Требования к специалистам
Общие требования к сотруднику для выполнения основной работы социального педагога сложно формализовать. Они «качественные», являются частью эмоционального интеллекта человека. Соответствие им приходит с опытом и в результате последовательного обучения. Специалисту потребуются:
- знание возрастной психологии для понимания тех, с кем трудится;
- умение прогнозировать поведение отельного человека, а для работы социального педагога с классом — целого коллектива;
- владение арсеналом педагогических средств;
- адаптивность, умение найти подход к каждому обучаемому и его родителям;
- способность прогнозировать социально-педагогическую ситуацию;
- умение решать возникающие проблемы и конфликты;
- эвристичность и вариативность в профессиональной и общественной деятельности;
- знание основ медиации как способа разрешения сложных ситуаций; понимание, уважение и эмпатия к участникам конфликта и пр.
Общие требования к педагогу сформулированы в подразделе 3.1 раздела III профстандарта.
Профессионально-квалификационные ступени роста внутри профессии профильного педагога зависят от сложности выполняемой обобщенной функции (в соответствии с функциональной картой раздела II профстандарта) и выглядят следующим образом:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в обязанности классного руководителя. Используйте эти инструкции бесплатно.
Обязанности специалиста в области воспитания
В профстандарте 01.005 обязанности специалиста, выполняющего работу социального педагога в образовательном учреждении, описываются тремя трудовыми функциями:
- Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации.
- Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.
- Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся.
В должностной инструкции они составляют содержание части 2. Должностные обязанности описываются в части 3. Каждая функция детализируется трудовыми действиями подразделов 3.1-3.3. Необходимые знания и умения размещаются либо пофункционально, либо общим списком в первой части инструкции.
ДИ подготавливается кадровой службой. При составлении текста, описывающего профессионально-квалификационные требования и обязанности специалиста (педагога), опираются на:
- требования профстандарта, обязательного, в этом случае, для использования;
- устав школы;
- другие ЛНА.
Подготовленный текст, содержащий весь перечень обязанностей педагога в школе, выглядит следующим образом:
Права и ответственность
Права и ответственность педагогического работника детально прописываются. Это определяется спецификой занятости, работой с несовершеннолетними, большой социальной важностью, получением отложенного результата педагогической деятельности. В качестве примера — раздел с описанием прав.
4. Права Социальный педагог школы в пределах своей компетенции имеет право: 4.1. Участвовать в разработке:
4.2. Проводить переговоры по программам и проектам социальной адаптации учащихся школы. 4.3. Формировать и вносить предложения о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений по социальной адаптации учащихся школы, прекращении или приостановлении таких проектов и программ. 4.4. Устанавливать контакты с физическими и юридическими лицами от имени школы в целях социальной адаптации учащихся. 4.5. Запрашивать классных руководителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам адаптации учащихся для проведения контроля и внесения изменений в рабочую документацию. 4.6. Осуществлять контроль и оценку хода и результатов проектов и программ адаптации учащихся, налагать запрет на них для преодоления возможных негативных последствий. 4.7. Требовать от участников учебно-воспитательной деятельности соблюдения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер), выполнения норм и требований профессиональной этики. 4.8. Отдавать распоряжения, касающиеся вопросов социального характера, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, психологу, классным воспитателям, обслуживающему персоналу. 4.9. Привлекать учащихся школы в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях в образовательном учреждении, к дисциплинарной ответственности за проступки, которые приводят к дезорганизации учебно-воспитательной деятельности. 4.10. Повышать квалификацию педагога. 4.11. Проходить в установленном порядке аттестацию. 4.12. Защищать профессиональную честь и достоинство педагога. 4.13. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 4.14. Проходить ежегодный бесплатный медицинский осмотр. |
Часть, содержащая ответственность педагога, также учитывает особенности выполняемых функций.