Валютный контроль: цели и методы

Участники внешнеэкономической деятельности обязаны придерживаться установленных правил в валютной сфере. Разберем, как валютный контроль обеспечивает соблюдение законодательных норм.

Содержание

Что такое валютный контроль

Функционирование валютной сферы координируется Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Из текста законодательных норм следует, что валютный контроль (который будем называть ВК) — это проверка выполняемости валютных правил, полноты и точности учетных и отчетных данных при осуществлении операций с валютой.

Под валютный контроль подпадают сделки, имеющие отношение к валюте и ценным бумагам: покупка, продажа, ввоз, вывоз, перевод. Регулируется деловое сотрудничество между:

  • резидентами и нерезидентами;
  • резидентами;
  • нерезидентами.

Если одна из сторон, участвующих в транзакции по оплате товаров или услуг, является иностранцем (компания или физлицо), то невозможно избежать надзорных процедур.

ВАЖНО!
Обязательность контрольных процедур не зависит от суммы перевода. Факт осуществления таких платежей сам по себе является основанием для проверки.

Контроль осуществляет:

  • правительство РФ;
  • органы ВК (Центробанк, таможня, налоговая);
  • агенты ВК (уполномоченные банки, профучастники рынка ценных бумаг, государственная корпорация «ВЭБ.РФ»).

Процесс валютного контроля начинается на этапе осуществления банковских операций. Банки обязаны информировать о нарушениях Центральный банк, проводить проверку выявленных отклонений. Применение санкций входит в круг полномочий налоговых органов.

Законодательство в сфере валютного контроля

Законодательная база включает в себя:

  • ФЗ № 173-ФЗ и принятые в соответствии с ним законы;
  • акты органов валютного регулирования;
  • международные договоры, условия которых не противоречат Конституции РФ.

Поскольку валютный контроль начинается с банковского перевода за рубеж (или в обратном направлении), рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Помимо указанных нормативных актов, ФНС при проведении мероприятий ВК проверяет соблюдение требований Постановлений Правительства РФ от 28.12.2005 № 819, от 12.12.2015 № 1365, от 17.02.2007 № 98 (Приказ ФНС от 03.04.2017 № ММВ-7-2/278@).

Виды наказаний за валютные нарушения перечислены в ст. 15.25, 19.4, 19.7 КоАП и ст. 193, .

В условиях последних тенденций политических взаимоотношений на международной арене следует принять во внимание:

Цели и задачи валютного контроля

ВК нацелен на обеспечение законности сделок с иностранными денежными единицами. Исходя из поставленной цели, перед контролирующими инстанциями стоят задачи:

  • контролировать поступление иностранной валюты и управлять ее оборотом на территории России;
  • проверять объем и достоверность данных, отраженных в учете и отчетности участниками ВЭД;
  • устранять выявленные нарушения;
  • привлекать правонарушителей к ответственности.

Важные понятия в сфере валютного контроля

Терминология участников ВЭД включает в себя специальные слова:

  • валюта — наличные банкноты и монеты и средства на счетах в банках. Следует различать валюту РФ и иностранную;
  • ценная бумага:
    • внутренняя — выпущена в РФ, номинал указан в рублях, удостоверяет право на валюту РФ;
    • внешняя — если не обладает признаками внутренней;
  • валютные ценности — инвалюта и внешние ценные бумаги;
  • резиденты:
    • граждане РФ;
    • иностранные граждане и лица без гражданства с видом на жительство;
    • российские юрлица и их подразделения на территории других государств;
    • официальные структуры РФ;
    • РФ, субъекты РФ, муниципальные структуры, являющиеся участниками международных отношений;
  • нерезиденты:
    • физлица, не имеющие резидентства;
    • иностранные юрлица и организации, их обособленные подразделения;
    • аккредитованные в РФ официальные структуры других государств;
    • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постпредставительства в РФ;
    • иностранные юрлица, подпадающие под действие ФЗ от 03.08.2018 № 290-ФЗ;
    • иные структуры, не попадающие под статус резидента;
  • уполномоченный банк — кредитная организация РФ, которая имеет разрешение Цетробанка на операции с иностранными валютными средствами;
  • валютные операции:
    • покупка, продажа валютных ценностей;
    • осуществление расчетов с помощью валютных ценностей;
    • ввоз, вывоз с территории страны валютных ценностей;
    • перевод между своими счетами в банках, находящихся на территориях разных государств.

Валютный контроль и разрешенные операции

Что касается взаимоотношений нерезидентов, то для них не устанавливается запретов и лимитов по переводу валюты, если:

  • банки находятся за границей РФ;
  • рассчитываются без открытия банковских счетов с учетом предельного размера наличных расчетов и один из банков расположен на территории РФ;
  • банковские счета открыты на российской территории в уполномоченных банках и не нарушается порядок открытия и ведения таких счетов (положение от 04.05.2005 № 269-П).

Не ограничиваются действия нерезидентов с внутренними ценными бумагами на российской территории, если соблюдаются требования ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ и от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

ВАЖНО!
Купля и сбыт иностранных денежных единиц производится исключительно через уполномоченные банки и государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ».

Резиденты свободны в открытии счетов и вкладов в уполномоченных банках. Необходимо соблюдать инструкцию от 30.06.2021 № 204-И, нормы Положений от 29.06.2021 № 762-П и ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ.

Расчеты резидентов не лимитируются по договорам факторинга, по оплате денежных требований на условиях внешнеторговых договоров.

Ввоз и вывоз валютных единиц, дорожных чеков, ценных бумаг осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении обязательных условий ЕАЭС и ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

Ограничения, связанные с валютным контролем

На расчетные операции между резидентами установлен запрет. Под исключение попадают валютные переводы:

  • если счета открыты на территориях различных государств;
  • в зонах беспошлинной торговли, с пассажирами в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • между комиссионерами в рамках договоров, заключенных с нерезидентами;
  • экспедиторов по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера), страхования грузов;
  • по внешним ценным бумагам на организованных торгах, если ценности учтены в депозитариях РФ;
  • по обязательным платежам (налогам, сборам и др.) в иностранной валюте;
  • по заграничным командировкам, по работе с разъездным характером;
  • по исполнению бюджетов РФ;
  • на осуществление деятельности официальных структур РФ, находящихся за ее пределами;
  • с физическим лицом в пределах 5000 долларов за один банковский день по переводу валютных денежных единиц из России;
  • физических лиц в Россию;
  • между транспортными организациями и пассажирами;
  • между супругами или близкими родственниками;
  • по обеспечению исполнения обязательств;
  • по заработной плате;
  • связанных с наследованием;
  • по страховым выплатам.

Резиденты и уполномоченные банки взаимодействуют без ограничений по операциям, попадающим под статус банковских в силу ст. 5 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1.

ВАЖНО!
Размер суммы наличной валюты, вывозимой из России, регулируется указами президента РФ и разрешением Банка России.

В условиях политических санкций введены ограничительные меры (Указы № 79 и 81):

  • по займам в иностранной валюте;
  • по размеру обязательной продажи валютной выручки;
  • запрет на вывоз валюты свыше 10 000 долларов;
  • не допускается зачисление иностранной валюты на иностранные счета;
  • запрет на использование иностранных электронных кошельков;
  • покупка и продажа ценных бумаг и недвижимости недружественных стран осуществляется по специальному разрешению.

Валютный контроль в банке

Суть банковского ВК заключается в исследовании материалов клиентов по операциям в валюте.

Сотрудники банка проверяют правильность оформления документов, наличие в них обязательных условий, своевременность предоставления участниками ВЭД копий грузовых таможенных деклараций, контролируют соответствие количества ввозимого товара данным договора. В итоге банк делает вывод о законности совершаемых сделок и выполнении участниками своих договорных обязательств.

Банковский надзор распространяется на:

  • резидентов — юридических лиц, ИП и физических лиц;
  • нерезидентов — юридических лиц и ИП.

Срок для подачи документов ограничивается 15 рабочими днями с даты зачисления инвалюты на транзитный счет. Проверяемый атрибут — код вида проводимой операции (приложение 1 к инструкции № 181-И).

Перечень информационных источников, необходимых для проверочного мероприятия, содержит приложение 2 к инструкции № 181-И.

Исследуются договоры между резидентами и нерезидентами, предусматривающие расчет через счета резидента в уполномоченных банках или банках-нерезидентах:

  • агентские, комиссионные, поручения, результатом которых является вывоз или ввоз товаров;
  • связанные с ГСМ, материалами (кроме запчастей и оборудования) для транспортных средств в пути или пунктах временной остановки;
  • связанные с результатами интеллектуальной деятельности;
  • аренды с условием выкупа;
  • кредита, займа.
ВАЖНО!

Сумма указанных договорных обязательств на дату заключения равна или превышает эквивалент:

  • для импорта — 3 млн рублей;
  • для экспорта — 10 млн рублей.

Экспортные или импортные контракты (договоры) ставятся на учет резидентом в уполномоченном банке. Проведение расчетных действий по таким договорам в других банках запрещено.

Чтобы постановить на учет, надо сообщить:

  • общие сведения: вид контракта, дата, номер, валюта, сумма обязательств, дата завершения исполнения обязательств;
  • реквизиты других участников сделки.

Ставя на учет, банк присваивает контракту уникальный номер. Учетные реквизиты (номер, дата) доводятся до клиента не позднее следующего дня.

Контракт снимается с учета, если наступило одно из событий:

  • переход на обслуживание в другой банк;
  • перевод долга на другого резидента, нерезидента;
  • прекращение договорных обязательств.

Изменение информации в контракте влечет за собой предоставление в банк заявления о внесении изменений с указанием:

  • уникального номера и содержания изменений;
  • реквизитов документов-оснований;
  • сведений, подлежащих корректировке;
  • даты подписания заявления.

При постановке на учет контракта в банк предоставляются таможенные декларации (при обязательности декларирования), товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), акты приема-передачи, счета, счета-фактуры, иные коммерческие документы по контракту, выступающие основанием для принятия к бухгалтерскому учету.

В случае выявления нарушений банк возвращает документы с указанием даты и причины отказа в их принятии. Проверяемому лицу необходимо устранить замечания.

В ходе проверки банк формирует досье ВК, создаваемое в соответствии с внутренними регламентами.

По теме: все про НДС при экспорте

Какие документы запрашивают в рамках валютного контроля

Банки, как агенты валютного контроля, запрашивают документы и информацию, имеющие связь с проведенными валютными операциями, открытием и ведением счетов.

К таковым относят (ст. 23 ФЗ № 173-ФЗ):

  • удостоверяющие личность;
  • о государственной регистрации в качестве ИП, юрлица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • удостоверяющие владение недвижимым имуществом;
  • удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций;
  • уведомление об открытии счета (вклада) в банке за рубежом;
  • основания для сделки, доверенности, сведения о торгах, подтверждающие факт приема-передачи и т. п., счета-фактуры, векселя;
  • банковские выписки заграничных банков;
  • таможенные декларации;
  • паспорт сделки;
  • подтверждающие заключение брака, степень родства;
  • фиксирующие факт нахождения за пределами государства;
  • договоры факторинга, страхования;
  • подтверждающие правомерность ведения предпринимательской деятельности на территории иностранного государства;
  • по исполнению или прекращению внешнеторговых договорных обязательств между резидентами и нерезидентами.

Функциями органа ВК наделены налоговые органы (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). В рамках своих полномочий ФНС обязывает резидентов предоставлять:

  • уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в зарубежных банках;
  • отчеты о движении средств на этих счетах.

Уведомления не обязательны, если с другими государствами осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Перечень территорий публикуется на сайте ФНС.

Актуальное: нужен ли паспорт сделки в этом году?

Нарушения в сфере валютного контроля

Виды нарушений валютного законодательства приведены в ст. 15.25 КоАП:

  • незаконность операций, то есть осуществление действий, не разрешенных законом, или невыполнение некоторых его требований. Например, покупка иностранной валюты без участия уполномоченных банков;
  • игнорирование требований об отправке в ИФНС отчета о переводах денежных средств;
  • нарушение сроков отправки или формы уведомления об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке;
  • неполучение на банковские счета валюты за переданные нерезидентам товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности);
  • невыполнение обязанностей по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору между резидентом и нерезидентом;
  • нарушение сроков по возврату денежных средств, уплаченных нерезидентам авансам;
  • непредоставление в уполномоченный банк учетных и отчетных форм, подтверждающих документов.

Размеры штрафных санкций ранжируются в зависимости от вида нарушения и статуса нарушителя (юридическое, физическое лицо или ИП).

К нарушениям, допущенным в валютной сфере в период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года и вызванных ограничительными мерами недружественных стран, не применяются штрафные санкции (письмо ФНС от 08.08.2022 № ШЮ-4-17/10279@).

ВАЖНО!
Действие нормы продлено до конца 2023 г. (ч. 3 ст. 2 закона № 235-ФЗ).

Практический опыт ведения бухгалтерского учета предприятия и кадрового делопроизводства. Член союза "Палаты налоговых консультантов".