Как происходит казначейское обслуживание бюджетных учреждений
Бюджетные учреждения не могут открыть обычный счет в коммерческом банке. Все их расчеты — зарплата, налоги, оплата поставщикам — проводятся через Казначейство. Для этого надо открыть специальный счет и заключить договор на обслуживание.
Суть казначейского обслуживания
Все поступления и выплаты через бюджет строго контролируются. Контрольно-ревизионное управление и Счетная палата следят за целевым использованием бюджетных денег. Если выявят нецелевку, бюджетному учреждению придется вернуть несоответствующий платеж и заплатить штраф.
Чтобы упростить контроль, ввели казначейское обслуживание. Суть обслуживания в том, что каждый бюджетный платеж проходит только через Казначейство. Госорганы, ведомства, подведомственные учреждения и абсолютно все учреждения госсектора открывают казначейские счета — в территориальных отделениях Федерального казначейства. А казначеи занимаются обслуживанием таких счетов и проводимых по ним операций.
Порядок казначейского обслуживания зависит от того, какие средства и операции обслуживает Казначейство:
- исполнение федерального бюджета;
- поступления в бюджетную систему РФ;
- исполнение региональных, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов;
- исполнение федерального бюджета, бюджета внебюджетных фондов, операций со средствами во временном распоряжении, если проводятся операции по перечислению и обеспечению иностранной валюты;
- уточнение операций при обслуживании ТОФК;
- операции со средствами во временном распоряжении;
- операции со средствами бюджетных и автономных учреждений;
- операции со средствами получателей средств из бюджета.
Для каждого вида операции при обслуживании ТОФК установлены отдельные сроки, порядок взаимодействия участников и информационного обмена.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проходит казначейское обеспечение обязательств по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
В чем заключается порядок казначейского обслуживания
Первый шаг в казначейском обслуживании — открыть в ТОФК казначейский счет для операций с деньгами бюджетников. Как только такой счет откроют, автоматически начнется обслуживание (п. 1 ст. 242.18 БК РФ). После этого Казначейство сопровождает все операции клиента — и поступления, и списания.
Порядок обслуживания закреплен в Приказе ФК № 21н от 14.05.2020. Казначейское обслуживание непосредственно проводят ТОФК. А клиенты — бюджетные и автономные учреждения — обязаны ежегодно отчитываться об обслуживании и проведенных операциях. Для этого они сдают отчет по форме ОКУД 0503158 (Приказ Минфина № 191н от 28.12.2010).
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Казначейское обслуживание бюджетников
Правила обслуживания для бюджетников описаны в разделе XI Приказа № 21н и в ст. 242.18 БК РФ. Принцип такой же: как только бюджетное или автономное учреждение открывает счет в ТОФК, начинается обслуживание. Все операции бюджетников проводят через казначейские счета. У каждой организации появляется индивидуальный лицевой счет — его отражают в госконтрактах, а затем в распорядительных, исполнительных и платежных документах. Бюджетные учреждения распоряжаются своими деньгами на казначейских счетах, формируя распоряжения о совершении казначейских платежей.
А теперь разберем порядок обслуживания ТОФК для бюджетников:
- Чтобы заплатить прямым участникам системы казначейских платежей, учреждение формирует и отправляет в ТОФК распоряжение о совершении таких платежей (РСКП).
- РСКП при оплате за поставку товаров, работ, услуг, исполнение всего госконтракта или отдельного его этапа бюджетники предоставляют в ТОФК в течение двух рабочих дней после дня размещения в реестре контрактов сведений о поставке или исполнении соглашения или в течение четырех рабочих дней после дня подписания документа о приемке, если госконтракт не подлежит включению в реестр ЕИС.
- Чтобы заплатить косвенным участникам системы казначейских платежей, бюджетники предоставляют в территориальное казначейство РСКП в форме платежного поручения.
- Учет операций с деньгами бюджетных учреждений проводится по кодам бюджетной классификации (КБК). Учитывается экономическое содержание платежей: поступления отражают по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов, затраты — по кодам видов расходов.
- В рамках обслуживания ТОФК проверяет РСКП. Смотрят, не превышает ли сумма по распоряжению остаток денег на лицевом счете бюджетной организации и действуют ли указанные КБК. Затем проверяют соответствие КБК текстовому назначению платежа и кодам видов выплат. А для оплаты по госконтрактам контролируют соответствие суммы из РСКП документу о приемке, который разместили в реестре контрактов.
- Если бюджетное учреждение оплачивает расходы за счет субсидии из федерального бюджета, ТОФК проводит процедуру санкционирования. Это дополнительный контроль РСКП и всех подтверждающих документов (Приказ Минфина № 214н от 17.12.2021).
Если в расчетных документах, оплату по которым признали невыясненной, правильно указаны ИНН и КПП учреждения, ТОФК максимум на следующий день после зачисления денег на казначейский счет направит учреждению-получателю запрос. Чтобы уточнить невыясненное поступление, учреждение подает в ТОФК распоряжение о казначейском платеже.
Бюджетному учреждению надо уточнить невыясненные поступления в течение 20 рабочих дней с того момента, как они поступили на казначейский счет. А если ТОФК направило бюджетному учреждению запрос — в течение 20 рабочих дней со дня получения такого запроса. Сумму невыясненного поступления, результаты уточнения и операции по возврату неуточненных платежей ТОФК отражает в ведомости учета КФД 0531853.
Если плательщик сам попросит вернуть зависшие деньги, ТОФК возвращает их по письменному заявлению — в течение 10 рабочих дней. А все запросы, которые ранее направили получателю, отменяют.
Если невыясненное поступление необходимо зачислить на другой счет в Казначействе или вернуть плательщику, бюджетное учреждение формирует РСКП и передает его в ТОФК. К распоряжению прикладывают копию заявления плательщика о возврате. А все запросы, которые до этого направило бюджетное учреждение, отменяют.
И еще один нюанс казначейского обслуживания. Учредитель вправе подать в ТОФК запрос по своду всех операций подведомственного бюджетного учреждения. А казначеи обязаны подготовить сводные сведения по лицевым счетам в течение 5 рабочих дней. Кроме того, федералы обязаны отправить свод по лицевым счетам по письменному запросу муниципального финоргана, к примеру, муниципального Казначейства, в течение следующего рабочего дня, после того как поступил запрос. Кроме того, ТОФК ежедневно (на следующий день после проведения) предоставляет учреждению копии документов, по которым отражают кассовые операции на лицевых счетах. Обычно сведения отправляют в форме выписки со счета. В сводных сведениях те же сведения, что и в самих лицевых счетах бюджетных учреждений.
Еще по теме