Верховный суд о госзакупках. День за днем. 29.09.2024

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно применения льготного механизма уплаты административных штрафов, классификации изделий для закупок, допустимости неизменности показателя кода медицинских изделий, допуска к торгам без заверенных документов, а также прочие вопросы имущественной поддержки, капремонта и государственной обороны.

Содержание

Льготный механизм уплаты административного штрафа

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что предоставленное законом право льготного механизма уплаты административного штрафа распространяется, в том числе, и на штрафы, вынесенные по делам об административном правонарушении, возбужденным без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, поскольку данное административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а не в карательных целях. При этом лицо, привлеченное к административной ответственности (за исключением административных правонарушений, указанных в части 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) в силу закона не лишено возможности уплатить штраф в размере половины суммы наложенного административного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Возможность реализации данного права не может быть поставлена в зависимость от того, указано об этом в постановлении о привлечении к административной ответственности или нет.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 25 сентября 2024 года №301-ЭС24-12238 по делу №А43-19389/2023, Постановление АС Волго-Вятского округа от 05 апреля 2024 года по делу №А43-19389/2023.

Классификация изделий для государственных закупок

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Заказчики по 44-ФЗ при проведении закупок на поставку игл для автоинъектора, описание которых соответствует позиции Классификатора товаров и услуг (КТРУ) 32.50.13.110-00005038 и номенклатурной классификации медицинского изделия по видам — 137610, не обязаны устанавливать условия и ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства № 102 от 05.02.2015 года, так как Перечень № 1 указанного постановления не включает в себя наименование вида медицинского изделия — игла для автоинъектора, и указанный товар не относится к медицинским изделиям с кодом ОКПД2 32.50.13.110. В данном случае функциональное назначение и способ использования колющих и хирургических игл в значительной степени отличаются от такого назначения и способа использования иглы для автоинъектора. Кроме того, исходя из описания иглы для автоинъектора, применение такой иглы невозможно без взаимодействия с самим автоинъектором, в том числе, по причине конструктивных особенностей такой иглы, необходимых для взаимодействия с автоинъектором. Таким образом, поскольку игла для автоинъектора имеет иное назначение, чем медицинские изделия с кодом ОКПД2 32.50.13.110, перечисленные в перечне № 1 к постановлению Правительства № 102, соответственно, и наименование вида закупаемого медицинского изделия не может быть тождественно наименованиям медицинских изделий с кодом ОКПД2 32.50.13.110, перечисленным в перечне № 1 к постановлению Правительства № 102. Также суд отметил, что у ГОСТ 25725-89 не раскрывает понятие «игла для автоинъектора».

Документ: Определение Верховного суда РФ от 25 сентября 2024 года №309-ЭС24-17577 по делу №А50-23828/2023, Решение АС Пермского края от 11 декабря 2023 года по делу №А50-23828/2023.

Неизменность показателей кода медицинских изделий

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Заказчики по 44-ФЗ при проведении закупок медицинских изделий (в частности, электроэнцефалографа с кодом Номенклатуры классификации медицинских изделий (НКМИ) — 29870) вправе в Описании объекта закупки устанавливать неизменный показатель кода вида номенклатурной классификации медицинского изделия (НКМИ), что является существенным условием, определяющим потребность заказчика в приобретении медицинского изделия, и не может быть изменено. Письмом Росздравнадзора от 13.12.2024 № 10-72032/23, в котором отмечено, что медицинские изделия с кодом вида 291870 «Электроэнцефалограф» и с кодом вида 291830 «Система электроэнцефалографического мониторинга, стационарная» не могут являться взаимозаменяемыми, поскольку по коду медицинского изделия 291870 классифицируется непосредственно устройство — электроэнцефалограф, а по коду медицинского изделия 291830 - комплекс устройств (система), который включает как электроэнцефалограф, так и устройства для проведения иных исследований, а также оборудование для измерений исследуемых параметров и отображений (фиксаций) полученных результатов.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 25 сентября 2024 года №307-ЭС24-17702 по делу №А13-10118/2023, Постановление Четырнадцатого арбитражного суда от 15 марта 2024 года по делу №А13-10118/2023.

Допуск к торгам без заверенных документов

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что организаторы торгов на сайте https://torgi.gov.ru не вправе отклонять заявки физлиц, представивших не заверенные копии паспортов по ГОСТ Р 7.0.97-2016, поскольку существует общедоступный и бесплатный сервис Управления по вопросам миграции МВД России (http://services.fms.gov.ru), где проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации возможна по серии и номеру документа. Аналогично, не подлежат отклонению заявки индивидуальных предпринимателей с электронной выпиской из ЕГРИП, так как такие сведения можно проверить с помощью сервиса https://egrul.nalog.ru/index.html, являющегося общедоступным для проверки действительности указания ОГРНИП и ИНН потенциального участника торгов, и копия электронной выписки полностью соответствует требованиям, изложенным в Приказе ФНС России от 19.12.2019 № ММВ-7-14/640@. Действия организатора торгов по отклонению заявки третьего лица, представившего необходимые и достаточные документы, по формальным основаниям, носят антиконкурентный характер и необоснованно ограничивают круг участников процедуры проведения торгов. Данный вывод согласуется с изложенной Верховным Судом РФ в определениях от 26 августа 2021 № 305-ЭС21-14027, от 25 ноября 2021 №304-ЭС21-2160, от 08 сентября 2020 № 308-ЭС20-11154 правовой позицией о том, что формальное отклонение поданных претендентами заявок на участие в аукционах не соответствует законодательству о защите конкуренции.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 04 сентября 2024 года №310-ЭС24-14821 по делу №А13-10118/2023, Решение АС Республики Крым от 17 октября 2023 года по делу №А83-12524/2023.

Передача имущества на хранение и права хранителя

Верховный суд РФ прислушался к доводу о том, что передача имущества на хранение не наделяет хранителя правом осуществлять предпринимательскую или экономическую деятельность с использованием арестованного и/или переданного ему на хранение имущества. Дело направлено на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 сентября 2024 года №310-ЭС24-4046 по делу №А83-13570/2022.

Имущественная поддержка малого предпринимательства

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что субъекту малого предпринимательства не может быть оказана имущественная поддержка в виде передачи в аренду без торгов испрашиваемого земельного участка, поскольку это не предусмотрено пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 сентября 2024 года № 303-ЭС24-15758 по делу №А51-18905/2021, Решение АС Приморского края от 02 ноября 2023 года по делу №А51-18905/2021.

Функции региональных фондов капремонта

Верховный суд РФ разъяснил, что региональные фонды капремонта многоквартирных домов реализуют функции региональных операторов и технического заказчика при осуществлении работ по заключаемым с подрядчиками договорам, поэтому они относятся к субъектам, на которых распространяются требования части 1 статьи 15, части 1 статьи 16, части 1 статьи 17 № 135-ФЗ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. № 10-П). При этом организационно-правовая форма организации, в которой создан фонд, не имеет правового значения для квалификации действий на предмет возможного нарушения требований статьи 15 Закона № 135-ФЗ, поскольку публично значимые функции могут возлагаться на организации, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 сентября 2024 года №307-ЭС24-11027 по делу №А56-9935/2023.

Сальдирование и прекращение договорных обязательств

Верховный суд принял во внимание доводы заявителя о том, что сальдирование, осуществляемое в рамках одного договора (либо нескольких взаимосвязанных договоров сторон) для определения завершающей обязанности сторон при прекращении договорных отношений и установления лица, на которого возлагается завершающее исполнение, не может быть квалифицировано как зачет, проведение которого запрещается в преддверии банкротства или в ходе процедуры банкротства одной из сторон договора; прекращение договора не должно приводить к неосновательному обогащению подрядчика или заказчика. Кассационная жалоба заявителя направлена для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 сентября 2024 года №305-ЭС24-12722 по делу № А40-97498/2021.

Подтверждение убытков по дорожным работам

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что для подтверждения фактических убытков, понесенных лицом в результате выполнения им или порученных ему к выполнению третьим лицам работ, связанных с переделкой участка дороги, и понесенных в связи с этим расходов, необходимо предоставление первичных документов, к которым не относится заключение специалиста о стоимости работ и материалов, необходимых для проведения ремонтно-восстановительных работ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 сентября 2024 года №305-ЭС24-15978 по делу №А41-72505/2022.

Подтверждение убытков по дорожным работам

Верховный суд принял во внимание доводы заявителя о том, что суд отказывает Исполнителю в иске о взыскании с Головного Исполнителя суммы окончательного расчета по контракту, заключенному в рамках отношений кооперации исполнителей, выполняющих государственный оборонный заказ (контракт по ГОЗ заключен Головным исполнителем с Государственным Заказчиком), если цена подлежащих выполнению работ является ориентировочной и подлежит переводу в фиксированную (твердую) по результатам проверки экономической обоснованности, и на момент рассмотрения иска (по данному предмету) не наступили условия перевода ориентировочной цены в фиксированную: не согласован с Государственным Заказчиком протокол фиксированной (твердой) цены и от Государственного Заказчика не поступили денежные средства на оплату работ. С учетом требований Закона о государственном оборонном заказе денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств, что подтверждается письмом Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 19.02.1996 № С5-7/03-93 «О Федеральном законе «О государственном оборонном заказе». Цена контракта является ориентировочной и подлежит переводу в фиксированную, для чего исполнитель не позднее одного месяца со дня сдачи продукции представляет в установленном порядке покупателю Протокол согласования фиксированной (твердой) цены поставляемой продукции с приложением расчетно-калькуляционных материалов и заключения ВП поставщика на фиксированную (твердую) стоимость продукции. Условиями перевода ориентировочной цены в фиксированную является утверждение Заказчиком протокола фиксированной цены, в соответствии с согласованной фиксированной стоимостью единицы работ, в течение 10 банковских дней с момента подписания Заказчиком акта сдачи-приемки работ и поступления денежных средств от Головного исполнителя на основании представленных исполнителем вместе с результатом работы оригиналов документов: акт сдачи-приемки; счет на окончательный расчет за выполненную работу; счет-фактура; товарная накладная на отгрузку продукции Исполнителю (получателю) (форма ТОРГ-12); удостоверение ВП Исполнителя на выполненные работы по установленной форме.

ВАЖНО!
Существенное значение при рассмотрении дела имеет протокол твердой фиксированной цены, согласованный Государственным Заказчиком с Головным Исполнителем по государственному контракту, и поступление денежных средств из федерального бюджета Головного Исполнителя, который, в свою очередь, получает их от Государственного Заказчика (Министерства обороны РФ). Поскольку на момент рассмотрения иска денежные средства из федерального бюджета для проведения окончательного расчета по контракту и дополнительным соглашениям к нему от Государственного Заказчика Головному исполнителю не поступили, что подтверждается справкой, согласно которой финансирование проведено не в полном объеме, то у Головного исполнителя не возникло обязанности по оплате выполненных Исполнителем работ до поступления соответствующих денежных средств из бюджета РФ для проведения окончательного расчета. Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 по смыслу п. 3 ст. 157 Гражданского кодекса Российской Федерации не запрещено заключение сделки под отменительным или отлагательным условием, наступление которого зависит, в том числе, и от поведения стороны сделки.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 сентября 2024 года № 305-ЭС24-11119 по делу №А40-98876/2023, Решение АС города Москвы от 25 сентября 2023 года по делу №А40-98876/2023.

Несогласование состава смесей при дорожных работах

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что законодательством о контрактной системе в сфере закупок не установлена обязанность согласования с Заказчиком выпускаемых смесей и полуфабрикатов в зависимости от применяемых национальных стандартов Российской Федерации при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог. Поэтому указанное требование в контракте об утверждении Заказчиком составов выпускаемых смесей и полуфабрикатов, используемых при производстве работ, нарушает часть 6 статьи 31 № 44-ФЗ, так как ставит подрядчика в зависимость от волеизъявления Заказчика. Кроме этого формирование Заказчиком объекта закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, расположенных в ЧЕТЫРЕХ разных районах города-курорта Сочи, а именно по содержанию 39 участков автомобильных дорог в городском округе городе-курорте Сочи, расположенных в 4-х различных районах (в Адлерском, Лазаревском, Центральном, Хостинском районах), с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 463 988 334 руб. в городе, численность населения которого не превышает 1 млн. жителей, не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, о чем свидетельствует количество поданных заявок на участие в Конкурсе, а именно 1 заявка. Указанное формирование Заказчиком, Уполномоченным органом укрупненного лота на выполнение работ не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц и, как следствие, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки. Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших лот закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 № 44-ФЗ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 сентября 2024 года №305-ЭС24-17792 по делу №А40-205622/2023, Решение АС города Москвы от 31 января 2024 года по делу №А40-205622/2023.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.