Верховный суд о госзакупках. День за днем. 29.08.2024
Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно оплаты неподписанных дополнительных работ по госконтракту и правомерности отказа от госконтракта при неоднократных нарушениях сроков исполнения обязательств.
Оплата дополнительных работ по госконтракту
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что неподписание сторонами госконтракта дополнительного соглашения об увеличении объема работ не является основанием для отказа Подрядчику в оплате дополнительно выполненных работ, если такие действия фактически согласованы сторонами Актом освидетельствования технических решений, протоколом совещания у Заказчика, и без выполнения дополнительных работ невозможно было продолжить работы по контракту, в связи с чем отказ в оплате этих работ влечёт нарушение баланса интересов сторон и создаёт необоснованные преимущества для Заказчика.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 августа 2024 года №302-ЭС24-11309 по делу №А33-28747/2021, Постановление арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2023 года по делу №А33-28747/2021.
Правомерность отказа от госконтракта при неоднократных нарушениях
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что представление Исполнителем (Подрядчиком) Заказчику результатов оказанных услуг по госконтракту с формированием в ЕИС нового документа о приемке в электронной форме, после выявления Заказчиком неоднократных нарушений при исполнении госконтракта, не обязывает Заказчика в силу части 14 статьи 95 Закона № 44-ФЗ отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта, поскольку Исполнитель (Подрядчик) снова (в который уже раз) существенно нарушил условия госконтракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения госконтракта, и не освобождает УФАС от обязанности включения информации о таком Исполнителе (Подрядчике) в РНП. Неоднократное по истечении установленных сроков оказания услуг формирование Исполнителем (Подрядчиком) документа о приемке в электронной форме в ЕИС свидетельствует об одностороннем изменении им условия о сроке исполнения обязательств по контракту и по сути направлено на преодоление условия аукционной документации о сроке сдачи результатов оказания услуг. Изложенное является достаточным основанием для оценки исполнения обязательств, как не подтвержденных с позиции качественных характеристик оказания услуг в установленный срок, и, как следствие, достаточным основанием для расторжения контракта и включения информации об Исполнителе (Подрядчике) в РНП.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 27 августа 2024 года №308-ЭС24-14103 по делу №А32-18654/2023, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 06 мая 2024 года по делу №А32-18654/2023.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».