Верховный суд о госзакупках. День за днем. 19.08.2024

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно полномочий ФАС по контролю за обеспечением конкуренции при проведении торгов, признания публичных торгов недействительными по иску заинтересованного лица, исключения антимонопольного контроля при торгах для удовлетворения интересов кредиторов, а также неустановления предельных максимальных значений показателей оценки заявок нестоимостного критерия.

Содержание

Публичные торги могут быть признаны недействительными

Верховный суд РФ разъяснил, что Федеральной антимонопольной службе и ее региональным органам предоставлены полномочия по контролю за обеспечением конкуренции при проведении торгов, включая торги по продаже государственного или муниципального имущества и торги в рамках исполнительного производства (Закон № 229-ФЗ) по реализации арестованного имущества. Согласно п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом (п. 1 ст. 449, п. 1 ст. 449.1 ГК РФ, ст. 93 Закона об исполнительном производстве).

ВАЖНО!
Согласно п. 1.2 Методических рекомендаций по вопросам рассмотрения жалоб на нарушение процедур проведения «отраслевых» (имущественных) торгов (Письмо ФАС России от 20.04.2022 № ГМ/39356/22) жалобы на действия (бездействие) организатора торгов подлежат рассмотрению территориальным органом по месту нахождения организатора торгов, указанному в извещении о проведении торгов. Место нахождения представителя организатора торгов не имеет значения, поскольку представителем может быть любое юридическое, физическое лицо или ИП, однако это не означает, что рассмотрение жалобы должно происходить в территориальном антимонопольном органе по месту нахождения такого представителя, поскольку это противоречило бы требованиям действующего законодательства РФ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 15 августа 2024 года № 309-ЭС24-6658 по делу № А60-25831/2023, Решение АС Свердловской области от 14 июля 2023 года по делу № А60-25831/2023.

Исключение антимонопольного контроля при торгах для погашения требований кредиторов

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что торги, проводимые в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований, не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, что исключает формы антимонопольного контроля, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Поэтому жалобы участников указанных торгов не подлежат рассмотрению антимонопольными органами.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 15 августа 2024 года № 305-ЭС24-12434 по делу № А40-144953/2023, Постановление АС Московского округа от 02 мая 2024 года по делу № А40-144953/2023.

Неустановление максимальных значений нестоимостного критерия оценки заявок

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Закон № 223-ФЗ не предусматривает обязанность Заказчиков устанавливать предельные максимальные значения показателей нестоимостного критерия оценки, в т.ч. по показателю опыта, по показателю кадров, сопоставимые с условиями проводимой закупки. Неустановление Заказчиками предельных максимальных количественных значений показателей оценки заявок нестоимостного критерия, сопоставимых с условиями закупки, создающее преимущества участникам, которые имеют избыточный опыт, не является основанием для признания закупки неконкурентной.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 16 августа 2024 года № 305-ЭС24-9243 по делу № А40-117208/2023, Решение АС города Москвы от 28 августа 2023 года по делу № А40-117208/2023.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.