Верховный суд о госзакупках. День за днем. 16.06.2024
Рассмотрены позиции Верховного суда РФ по вопросам возмещения фактически понесенного ущерба при расторжении контракта, запрета объединять услуги физической охраны с техническими средствами, ограничения ответственности директора-участника общества и др.
Возмещение фактически понесенного ущерба
Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судам в том, что Законом № 44-ФЗ при расторжении Заказчиком контракта в связи с односторонним отказом и признании указанного отказа недействительным в суде, ответственность Заказчика ограничена возмещением фактически понесенного ущерба, причиненного исполнителю контракта, и не предусматривает взыскание упущенной выходы. Исполнитель контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 13 июня 2024 года № 307-ЭС24-4507 по делу № А56-131750/2022, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2024 года по делу № А56-131750/2022
Лицензия на оказание услуг частной охранной деятельности
Верховный суд РФ разъяснил, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы не вправе при проведении закупок по 44-ФЗ устанавливать требование к участникам закупок о наличии лицензии на оказание услуг частной охранной деятельности, т.к. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют публично-властные полномочия, направленные на защиту государственных интересов и реализацию функций в сфере обязательного пенсионного и социального страхования в Российской Федерации и в этой связи отнесены к государственным органам, в отношении объектов которых частная охранная деятельность не допускается. Кроме этого, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы не вправе объединять в один предмет закупки услуги по оказанию физической охраны (выставление поста охраны) с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, т.ч. это противоречит частям 1, 8 статьи 8, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 14 июня 2024 года № 301-ЭС24-3950 по делу № А29-3852/2023
Поставка товара, не соответствующего условиям извещения
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что решение УФАС об отказе включения информации о поставщике в РНП не является основанием для отмены решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в связи с поставкой товара, не соответствующего условиям извещения и описанию предмета закупки.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 14 июня 2024 года № 301-ЭС24-9235 по делу № А79-4502/2023, Решение АС Чувашской Республики — Чувашии от 31 августа 2023 года по делу № А79-4502/2023
Изменение цены оказываемых услуг по контракту
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что увеличении цены оказываемых услуг по государственному контракту без пропорционального изменения объема предоставляемых услуг не соответствует части 1 статьи 95 № 44-ФЗ, при этом проведение объединение в один лот и проведение совместного конкурса на оказание услуг по организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях без учета различных установленных требований закона к качеству горячего питания (необходимому объёму с учетом наполняемости завтраков и обедов, функциональному назначению с учетом калорийности питания) являться незаконным и нарушает пункт 6 части 1 статьи 42, часть 24 статьи 22 № 44-ФЗ. Наличие у заказчиков единой цели по организации общественного питания в детских учреждениях не является достаточным основанием для проведения ими совместного конкурса, предусмотренного частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 14 июня 2024 года № 309-ЭС24-10682 по делу № А76-1896/2023, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2023 года по делу № А76-1896/2023
Требования о взыскании убытков с директора-участника общества
Верховный суд РФ разъяснил, что если директор общества является единственным его участником, то при предъявление обществом должником требований о взыскании убытков с директора, директор — участник общества фактически становится одновременно и должником по иску о взыскании убытков и взыскателем (на получение ликвидационной квоты общества-банкрота), что недопустимо. В связи с этим как минимум в части размера, превышающего реестр требований кредиторов должника, а также требований, учитываемых за реестром, отсутствует субъект, чей правомерный интерес подлежит защите, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования общества о взыскании всей суммы убытков с директора общества от вывода денег на фирмы однодневки с последующем обналичиванием и от неправомерных действий руководителя общества. Правовая позиция по аналогичному вопросу ранее излагалась Верховным Судом РФ в определении от 07.03.2024 № 307-ЭС23-22696 по делу № А56-75868/2021.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 14 июня 2024 года № 303-ЭС24-276 по делу № А73-14984/2020
Незаконные требования заказчика
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что требование заказчика от участников аукциона на право заключения договора комплексного развития территории по предоставлению сведений по форме федерального статистического учета является незаконным.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 11 июня 2024 года № 304-ЭС24-8795 по делу № А45-17357/2023, Решение АС Новосибирской области от 05 сентября 2023 года по делу № А45-17357/2023
Жалобы участников торгов по продаже имущества должника
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что жалоба о несогласии участника торгов по продаже имущества должника с действиями их организатора не может быть рассмотрена антимонопольным органом, т.к. данный спор полежит рассмотрению только в рамках судебного спора о несостоятельности (банкротстве) должника.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 11 июня 2024 года № 305-ЭС24-8751 по делу № А40-80286/2023, Решение АС города Москвы от 13 июля 2023 года по делу № А40-80286/2023
Нарушение определении НМЦК заказчиком
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что действия Заказчика, сформировавшего НМЦК с использованием информации о планируемом Аукционе, направленной Поставщикам, отличной от условий, по которым размещено Извещение, нарушают часть 2 статьи 22 № 44-ФЗ. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Согласно части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 13 июня 2024 года № 305-ЭС24-9009 по делу № А40-164009/2023, Решение АС города Москвы от 07 ноября 2023 года по делу № А40-164009/2023
Требования к содержанию заявки на участие в закупке
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что действия Заказчиков не установивших при проведении закупки по 44-ФЗ на оказание услуг по выводу из эксплуатации, разрядке, демонтажу гамма-терапевтического аппарата (Theratron Equinox или др.) с последующей утилизацией радиационного источника должны указывать в соответствии с частью 2 статьи 31 № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 в Извещении и Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке в отношении участников закупки дополнительные требования о наличии у участника закупки на праве собственности или законном основании специализированного транспортного контейнера типа F-147 или типа УКТ1В(и) - 96-14M и его характеристики (вид, тип, заводской номер и т.д.), нарушают п. 3 ч. 12 ст. 48, пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 06 июня 2024 года № 309-ЭС24-8300 по делу № А60-69682/2022, Решение АС города Москвы от 31 мая 2023 года по делу № А60-69682/2022
Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».