Верховный суд о госзакупках. День за днем. 13.10.2024

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно отсутствия основания для взыскания стоимости частично выполненных работ, аннулирования торгов из-за несоблюдения принципов конкуренции, неправомерного отклонения заявок и признаков картельного соглашения в закупках.

Содержание

Отсутствие основания для взыскания стоимости частично выполненных работ

Верховный суд РФ разъяснил, что в случае, когда Подрядчиком по госконтракту на выполнение проектных работ работы выполнены частично и оплачены Заказчиком, после чего контракт расторгнут по соглашению сторон, но не получено положительное заключение государственной экспертизы, то у Заказчика нет оснований для полностью взыскивать с Подрядчика стоимость частично выполненных работ, признавая ее неосновательным обогащением Подрядчика. Возложение обязанности по доказыванию потребительской ценности результата работ только на Подрядчика противоречит нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 10 октября 2024 года №307-ЭС24-16987 по делу №А56-73679/2022

Аннулирование торгов из-за нарушения принципов конкуренции

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что формирование Заказчиком объекта закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, расположенных в разных городах и районах субъекта РФ с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1,5 млрд рублей в субъекте РФ, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки и является основанием для аннулирования торгов по предписанию ФАС России.

СУТЬ ДЕЛА: объектом закупки является содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края, а именно:

  • 20 дорог в городе-курорте Анапа;
  • 16 дорог в Темрюкском районе;
  • 9 дорог в городе-курорте Геленджик;
  • 9 дорог в Туапсинском районе.

Итого: 54 автомобильные дороги, расположенные в 4 различных муниципальных образованиях Краснодарского края. В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в Российской Федерации в письме ФАС России от 24.04.2020 № ИА/35241/20 установлены критерии формирования лота на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог субъекта Российской Федерации, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота. При этом, как следует из указанного письма ФАС России, для субъекта РФ, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. руб. Численность населения города Краснодар на 2023 год составляет более 1 миллиона жителей. Учитывая изложенное, максимальное значение цены контракта по данной закупке не должно превышать 1,5 млрд. руб. Вместе с тем максимальное значение цены контракта по данной закупке составляет 1 782 095 766 руб.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 10 октября 2024 года №305-ЭС24-17237 по делу №А40-205587/2023 , Решение АС города Москвы от 12.12.2023 года по делу №А40-205587/2023.

Неправомерное отклонение заявки без указания номера дома

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что отклонение (не принятие к оценке) Заказчиком по 223-ФЗ того или иного договора, представленного участником закупки, для подтверждения требуемого опыта выполнения работ при оценке заявок, на основании отсутствия в реквизитах договора номера дома, по которому зарегистрирован участник закупки, является необоснованным, нарушает порядок оценки заявок, что не соответствует пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 № 223-ФЗ, если адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, подавшего заявку, отражается в ЕГРЮЛ без указания номера дома (указан только номер корпуса дома), т.к. сведения, размещённые в ЕГРЮЛ, считаются достоверными, пока не доказано иное. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении АС Московского округа от 26.12.2022 № Ф05-28714/2022 по делу № А40-145286/2021 и поддержан определением Верховного Суда РФ от 11.04.2023 № 305-ЭС23-3905 по указанному делу.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 10 октября 2024 года №305-ЭС24-18697 по делу №А40-94819/2023 , Решение АС города Москвы от 26.09.2023 года по делу №А40-94819/2023.

Признаки картельного соглашения в закупках

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами и УФАС, установившими признаки картельного соглашения (п. 2 ч. 1 ст. 11 № 135-ФЗ), заключённого двумя участниками закупок по 223-ФЗ для поддержания цен на торгах:

  • фактическое расположение участников соглашения по одному адресу;
  • использование идентичного IP-адреса (80.91.27.95) для участия в закупках;
  • взаимосвязь при осуществлении процессуально значимых действий на электронно-торговых площадках (совпадение даты и времени создания электронных документов, учётных записей, под которыми создавались и изменялись документы);
  • совпадение адресов электронной почты. Участники закупок в одно и то же время подавали документы на получение квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, при этом в заявлении на регистрацию в Удостоверяющем центре заявители указали один и тот же адрес электронной почты;
  • наличие родственных взаимосвязей, что подтверждается данными из ЗАГСа;
  • единство кадрового состава (массовые перекрестные совмещения единовременной работы сотрудников);
  • наличие договорных отношений между участниками картеля (договоры купли-продажи; договоры подряда; договоры займа; договор на возмездное оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учёта; соглашение о взаимодействии по осуществлению совместной аттестации специалистов).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 10 октября 2024 года №304-ЭС24-17405 по делу №А70-19861/2023 , .

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.