Верховный суд о госзакупках. День за днем. 12.08.2024
Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно правомерности назначения экспертизы арбитражным судом, оснований для выполнения дополнительных работ подрядчиком, включения подрядчика в РНП за недочеты в техническом задании, лицензирования охранных услуг, размещения извещения о торгах на ГИС «Торги», продления срока исполнения госконтракта, недействительности госконтракта с единственным поставщиком, оплаты дополнительных работ на ремонт автодороги, и неосновательного обогащения подрядчика за ненадлежащее исполнение работ.
Оценка арбитражным судом правомерности назначения экспертизы
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что рассматривая жалобы Подрядчика или Заказчика по госконтрактам на определения о назначении экспертизы и приостановлении производства по делу, арбитражный суд вправе оценивать лишь правомерность назначения экспертизы как основания приостановления производства по делу. Формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
При проверке судом фактического выполнения Подрядчиком работ в рамках этапа госконтракта, судом по заявлению стороны госконтракта может быть назначена экспертиза на разрешение которой поставлены следующие вопросы:
- определить перечень видов и объемов работ, невыполненных Подрядчиком, в том числе незавершенных и работ, к выполнению которых Подрядчик не приступил, по этапу графика строительно-монтажных работ контракта в соответствии с ведомостью объемов работ, сметной контракта и проектной документацией;
- определить, к какому этапу графика строительно-монтажных работ контракта относятся виды и объемы работ, незавершенные и к выполнению которых Подрядчик не приступил.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 07 августа 2024 года № 304-ЭС24-12782 по делу № А03-10998/2023, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 14 мая 2024 года по делу № А03-10998/2023
Основания для выполнения дополнительных работ подрядчиком
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что приостановка Подрядчиком работ, которая не могла повлечь гибель объекта, но из-за которой могло возникнуть повреждение объекта в виде коррозии металлоконструкций, не является достаточным основанием для безотлагательного выполнения дополнительных работ, в силу чего, Заказчик не обязан оплачивать данные работы.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 08 августа 2024 года № 301-ЭС24-12367 по делу № А38-6308/2021, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2023 года по делу № А38-6308/2021
Включение подрядчика в РНП за недочеты в техническом задании
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если после подписания госконтракта на выполнение подрядных работ Подрядчик выявил недочеты в Техническом задании и смете, в т.ч. отсутствие ряда необходимых для выполнения контракта работ, и сообщил о этом Заказчику и Заказчик предложил альтернативные способы исполнения контракта с учетом данных обстоятельств, но Подрядчик не согласился и принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то информация о таком Подрядчике подлежит включения в РНП, т.к. Подрядчик не приступил к исполнению контракта и не выполнению ни одного вида работ, которые мог выполнить без внесения изменений в смету.
ВЫВОД: если подрядчик увидел недочеты в смете после заключения госконтракта, то он обязан выполнить те работы которые не требуют пересмотра сметы и после этого приостановить работы для внесения изменений по оставшимся видам работ, согласования их с Заказчиком и оформления дополнительного соглашения на увеличение объемов работ и цены контракта. В ином случае, Подрядчика включат в РНП.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 07 августа 2024 года № 306-ЭС24-13735 по делу № А49-8068/2023, Решение АС Пензенской области от 07 декабря 2023 года по делу № А49-8068/2023
Требования к исполнителям охранных услуг
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что включение Заказчиком в извещения о закупке охранных услуг требований о наличии у Исполнителя лицензии на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения и интроскопов с определенными характеристиками, в т.ч. сроком установки интроскопа 45 дней, не противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 и не нарушает требований №44-ФЗ, ввиду того, что указанное постановление не вменяет Заказчику обязанности приобретать средства обнаружения запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ) в собственность. Интроскопом является прибор для наблюдения за процессами, протекающими внутри непрозрачных тел и устройств с помощью ионизирующего излучения, в том числе предназначенный для обнаружения запрещенных (ограниченных в обороте) предметов и веществ (позволяющий обнаружить ограниченные в обороте предметы и вещества. Под требования заказчика подходят интроскопы различных производителей. Отсутствие у охранной организации необходимого оборудования, как и финансирования на его приобретение не свидетельствует о незаконности действий заказчика по установлению требований к объекту закупки. Поскольку интроскоп является источником ионизирующего излучения, то любое юридическое лицо, желающее приобрести и использовать данное оборудование, может получить лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (пункт 39 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ).
Документ: Определение Верховного суда РФ от 08 августа 2024 года № 302-ЭС24-14128 по делу № А33-7104/2023, Решение АС Красноярского края от 16 августа 2023 года по делу № А33-7104/2023
Размещение извещения о торгах на ГИС «Торги»
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что размещение извещения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи недвижимого имущества на сайте ГИС «Торги» в разделе «Продажа (приватизация) государственного и муниципального имущества», а не в разделе «Аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, продажа имущества ФГУП», — не нарушает требования Закона №135-ФЗ и Закона о приватизации, в т.ч. требования Приказа № 67 ФАС России, т.к. ни один из перечисленных нормативных актов не содержит требование о размещении указанного извещения о торгах в конкретном разделе официального сайта ГИС «Торги».
Документ: Определение Верховного суда РФ от 08 августа 2024 года № 310-ЭС24-12480 по делу № А83-15548/2023, Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2024 года по делу № А83-15548/2023
Недопустимость однократного продления срока исполнения госконтракта
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что однократное изменение (продление) Заказчиком срока исполнения госконтракта (с предметом по ч.16 или ч.16.1 ст. 34 № 44-ФЗ) на срок превышающий срок исполнения контракта, предусмотренный при его заключении, нарушает ч. 3 ст. 7, ст. 31, ст. 33, п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 08 августа 2024 года № 307-ЭС24-12495 по делу № А56-85355/2022, Решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 ноября 2022 года по делу № А56-85355/2022
Недействительность госконтракта с единственным поставщиком
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что заключенный Заказчиком госконтракт на поставку лекарственных препаратов с единственным поставщиком по пункту 9 части 1 статьи 93 № 44-ФЗ может быть признан недействительным по иску прокурора с применением последствий недействительности (взыскание с Поставщика всех денежных средств полученных по сделке), если Поставщик на дату заключения госконтракта был привлечен к административной ответственности предусмотренной статьей 19.28 КоАП РФ, т.к:
- является прямым нарушением требований пункта 7.1 части 1 статьи 31 №44-ФЗ,
- противоречит существу законодательного регулирования, устанавливающего определенные требования к участникам закупки,
- посягает на публичные интересы,
- не может быть противопоставлено иным участникам гражданского оборота (erga omnes).
Документ: Определение Верховного суда РФ от 09 августа 2024 года № 304-ЭС24-8650 по делу № А46-12367/2023
Оплата дополнительных работ на ремонт автомобильной дороги
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если при выполнении работ по госконтракту на ремонт автомобильной дороги Подрядчик без надлежащего согласования с Заказчиком произвел дополнительные работы (непредусмотренные контрактом) по устройству дополнительного слоя асфальтобетонной смеси, то такие работы могут быть оплачены Заказчиком только при установлении экспертом в ходе экспертизы их связи с необходимостью завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности результата работ по контракту.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 06 августа 2024 года № 310-ЭС24-13927 по делу № А35-11046/2021, Решение АС Курской области от 20 декабря 2023 года по делу № А35-11046/2021
Неосновательное обогащение подрядчика за ненадлежащее исполнение работ
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если Подрядчик при проведении капремонта асфальтового покрытия дворовых территорий выполнил работы, а Заказчик их принял, но впоследствии при проведении экспертизы было установлено, что толщина слоев отобранных образцов-кернов не соответствует проектным требованиям СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», в частности по коэффициенту уплотнения образца, требованиям ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» и СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» и согласно протоколу результатов испытания образцов из асфальтобетона по фактическому слою, коэффициенту уплотнения, плотности и водонасыщения, сделано заключение эксперта о несоответствии отобранных образцов-кернов проектным требованиям согласно СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», а также отсутствие нижнего слоя в отобранных образцах, то денежные средства приобретенные Подрядчиком за указанные работы являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию с Подрядчика.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 07 августа 2024 года № 305-ЭС24-14107 по делу № А40-256495/2021, Решение АС города Москвы от 30 октября 2023 года по делу № А40-256495/2021
Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».