Верховный суд о госзакупках. День за днем. 10.11.2024

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно недостаточности акта выполненных услуг как доказательства исполнения обязательств, незаконности прямых договоров бюджетных учреждений, недопустимости возобновления торгов и освобождения победителя торгов от реестра недобросовестных поставщиков.

Содержание

Недостаточность акта выполненных услуг в качестве доказательства исполнения обязательств

Верховный суд РФ разъяснил, что акт выполненных услуг, подписанный сторонами договора, не может являться доказательством исполнения договорных обязательств, если:

Документ: Определение Верховного суда РФ от 06 ноября 2024 года №305-ЭС24-18988 по делу №А40-151484/2023.

Незаконность прямых договоров бюджетных учреждений без проведения торгов

Верховный суд РФ разъяснил, что заключение муниципальными бюджетными учреждениями прямых договоров с хозяйствующими субъектами на выполнение ремонтных и иных видов работ (услуг) на денежные средства, полученные из бюджета в виде субсидии на иные цели (на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), является незаконным, и такие договоры признаются недействительными по искам прокуроров с применением к ним последствий недействительности сделки в виде взыскания в пользу Заказчиков с Подрядчиков полученных по недействительной сделке денежных средств, так как договоры заключены в нарушении Закона №44-ФЗ без проведения торгов. Действующее законодательство не содержит положений, которые бы позволяли администрациям городов субъектов Российской Федерации наделять муниципальные бюджетные учреждения полномочиями по заключению договоров для муниципальных нужд с использованием выделенных бюджетных средств, в том числе без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.

ВАЖНО!
Несоблюдение установленной законом процедуры заключения контракта не устраняет его возмездности, но лишает в связи с изложенной причиной исполнителя права на получение вознаграждения (см. Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2016 года №305-ЭС16-1427 по делу №А40-156137/2014). Исходя из специфики субъектного состава спорной сделки и предмета договора, процедура заключения договора , стороной которой является учреждение, установлена законодателем именно для избежания нецелевого расходования бюджетных средств. Следовательно, заключение каких-либо сделок в ином порядке (без конкурса или аукциона) означает совершение действий в обход закона с противоправной целью, то есть заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) статьи 10 ГК РФ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 06 ноября 2024 года №306-ЭС24-18857 по делу №А72-9691/2023, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 года по делу №А72-9691/2023.

Недопустимость отмены торгов и возобновления их по уже исполненным договорам

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что констатация факта недействительности результата торгов имуществом должника и возложение на конкурсного управляющего обязанности по возобновлению торгов, если при этом не достигается цель восстановления нарушенного права, не является правомерным результатом разрешения спора, если:

  • торги завершены;
  • договор купли-продажи имущества по итогам торгов фактически исполнен;
  • покупатель уплатил в конкурсную массу полную стоимость приобретенного имущества;
  • полученные от Покупателя денежные средства распределены в порядке статей 138, 142 Закона о банкротстве;
  • переход права собственности на имущество, являвшееся предметом торгов, зарегистрирован в установленном законом порядке.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 07 ноября 2024 года №306-ЭС24-19596 по делу №А65-10876/2020, Постановление АС Поволжского округа от 22.06.2023 года по делу №А65-10876/2020.

Освобождение победителя торгов от включения в реестр недобросовестных поставщиков

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что несвоевременное предоставление Победителем торгов на капитальный ремонт многоквартирного дома (МКД) (по Постановлению №615) Заказчику обоснования предлагаемой цены договора по пункту 91 Положения №615 (утвержденного Постановлением Правительства РФ №615 от 01.07.2016 года), после принятия Заказчиком решения о признании победителя торгов уклонившимся от заключения договора, не является основанием для включения информации о таком победителе в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), если:

  • победитель торгов своевременно подписал договор на выполнение ремонта МКД с протоколом разногласий, как в электронной форме на электронной площадке, так и в бумажной форме с направлением договора Заказчику;
  • победитель торгов своевременно представил Заказчику обеспечение исполнения обязательств по договору в виде банковской гарантии с приложением платежных поручений, подтверждающих плату за предоставление банковской гарантии;
  • победитель торгов предоставил Заказчику обоснование предлагаемой цены договора с задержкой, после принятия Заказчиком решения об уклонении победителя торгов от заключения договора.
ВАЖНО!
Нарушение участником закупки своих обязательств, при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков (см. пункт 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 года).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 08 ноября 2024 года №310-ЭС24-20968 по делу №А83-22311/2023, Решение АС Республики Крым от 13.12.2023 года по делу №А83-22311/2023.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.