Верховный суд о госзакупках. День за днем. 07.05.24

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ по вопросам одностороннего отказа от госконтракта при незначительной задержке поставки товара, правомерности определения фиксированной цены в контрактах гособоронзаказа, а также по отсутствию полномочий судов на списание и признание безнадежной задолженности по платежам в бюджет.

Содержание

Отказ от исполнения госконтракта при задержке поставки

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если Исполнитель (Поставщик) по госконтракту должен был поставить товар в определенный срок, но совершил просрочку и был готов поставить товар с задержкой на 12 дней, но в течение срока действия контракта, в связи с чем Заказчик утратил интерес к товару и в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, то информация о таком Исполнителе (Поставщике) не подлежит включению в РНП, т.к. он совершил действия направленные на надлежащее исполнение условий контракта.

ВАЖНО!
Исходя из норм Закона о контрактной системе, включение сведений в Реестр является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 03 мая 2024 года № 305-ЭС24-6732 по делу № А40-144875/2023, Решение АС города Москвы от 26 сентября 2023 года по делу № А40-144875/2023

Определение фиксированной цены в контрактах гособоронзаказа

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что фиксированная цена этапа контракта заключенного по гособоронзаказу (ГОЗ) не может быть определена заключением военного представительства Министерства обороны РФ (ВП МО РФ), при переводе ориентировочной цены в фиксированную, т.к. заключения ВП МО РФ не являются документами устанавливающими фиксированную цену, в связи с тем, что ВП МО РФ не являются уполномоченным органом по определению фиксированной цены или уполномоченным органом по окончательной приемке результата работ.

Для перевода цены из ориентировочной в фиксированную необходимо наличие протокола по фиксированной цене работ, выдаваемого Департаментом аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации, которое является доказательством выполнения работ в согласованной стоимости. Денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа, обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 02 мая 2024 года № 305-ЭС24-5309 по делу № А40-21008/2023, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 года по делу № А40-21008/2023

Полномочия суда по списанию и признанию задолженности безнадежной

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что суд не имеет полномочий по списанию задолженности, а также по признанию ее безнадежной. В соответствии с п. п. 3 и 5 ст. 47.2 БК РФ решение о признании задолженности безнадежной ко взысканию должно приниматься администратором доходов бюджета, в том числе на основании принятия судом решения, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет. На основании соответствующего решения администратора доходов бюджета происходит и списание задолженности, признанной безнадежной. Суд указанными полномочиями не наделен.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 03 мая 2024 года № 305-ЭС24-5120 по делу № А40-3479/2023, Решение АС города Москвы от 22 июня 2023 года по делу № А40-3479/2023

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.