Верховный суд о госзакупках. День за днем. 04.08.25
Рассмотрены позиции Верховного суда РФ относительно невозможности запрета использования другими компаниями общеупотребительных слов, таких как «козёл», в товарных знаках и недопустимости ограничивать свободное обозначение товаров общеизвестными словами.
Запрет на монополию на общеупотребительные слова в товарных знаках
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что наличие у хозяйствующего субъекта прав в отношении товарных знаков «Велкопоповицкий козел», «VELKOPOPOVICKY Kozel», «KOZEL» не может являться основанием для запрета другим хозяйствующим субъектам идентифицировать свои товары с использованием обозначения «козёл», т. к. в противном случае любой хозяйствующий субъект на будущее был бы заведомо лишен возможности использования слова «козёл» в своей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, что противоречит основным началам гражданского законодательства.
Обозначение «козёл» само по себе без уточнения любых его индивидуализирующих признаков (напр., визуальных — белый козёл, возрастных — старый козёл, географических — тверской козёл и т. п.) не обладает различительной способностью в контексте положений п. 1 ст. 1483 Гражданского кодекса РФ (не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью).
Документ: Определение Верховного суда РФ от 30 июля 2025 года № 307-ЭС25-6451 по делу №А66-7775/2024, Решение АС Тверской области от 28 августа 2024 года по делу №А66-7775/2024