Верховный суд о госзакупках. День за днем. 03.11.2024

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно компетенции госорганов в изменении условий госконтрактов, признания недействительности аукциона на аренду земли и ответственности подрядчика за просрочку строительных работ.

Содержание

Компетенция государственных органов в изменении условий государственных контрактов

Верховный суд РФ разъяснил, что заключение Заказчиком, для удовлетворения единой потребности, с одним исполнителем, с незначительным временным промежутком, в отношении одного объекта и исполнение нескольких договоров на оказание услуг на сумму до 600 000 рублей, с признаками искусственного дробления, приводит к нарушению принципа обеспечения конкуренции при осуществлении закупок и предоставлению неправомерных преференций определенному контрагенту, что является основанием для признания указанных сделок ничтожными и применением к ним последствий недействительности в части обязания Исполнителя возвратить полученную им сумму оплаты за оказанные услуги.

ВАЖНО!
Надлежащее исполнение условий контракта, а также отсутствие выгоды у Исполнителя в отсутствие надлежащим образом заключенного государственного (муниципального) контракта не влечет возникновения у Заказчика обязанности по их оплате, поэтому уплаченные Заказчиком денежные средства исполнителю являются неосновательным обогащением последнего и подлежат возврату Заказчику.

Данные выводы согласуются с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определениях от 17.06.2020 № 310-ЭС19-26526, 19.02.2015 № 302-ЭС15-20, 20.10.2021 № 306-ЭС21-19043, 23.12.2021 № 306-ЭС21-24260.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 31 октября 2024 года №310-ЭС24-19373 по делу №А64-11748/2023), Постановление АС Центрального округа от 21.08.2024 года по делу № А64-11748/2023

Признание недействительности аукциона на аренду земельного участка

Верховный суд РФ разъяснил, что водители эвакуаторов не вправе взыскивать с МВД стоимость оказанных ими услуг по эвакуации автомобилей с места ДТП на специализированную стоянку по заявкам сотрудников МВД, если для оказания данных услуг не заключался государственный контракт по 44-ФЗ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 01 ноября 2024 года №309-ЭС24-15164 по делу №А47-14643/2022

Ответственность подрядчика за просрочку завершения строительных работ

Верховный суд РФ разъяснил, что Факторинговая компания, финансирующая работы Подрядчика по госконтракту, вправе требовать исполнения денежного обязательства за оказанное факторинговое обслуживание, возникшее в соответствии с условиями договора факторинга, как с Подрядчика по госконтракту на ремонт дорог, так и с Заказчика работ (Учреждения), обязательства которых являются солидарными, т.к. по условиям договора на оказание факторинговых услуг Факторинговая компания (Фактор) обязуется осуществлять финансирование Подрядчика на срок, указанный в договоре факторинга, а Подрядчик обязуется уступать фактору денежные требования (существующие и/или будущие), вытекающие из выполнения Подрядчиком работ для Заказчика на условиях отсрочки платежа, в течение срока действия договора факторинга, в обеспечение возврата Фактору сумм финансирования.

При этом, в соответствии с условиями договора Фактором и Подрядчиком подписан реестр денежных требований Подрядчика, уступленных Фактору, согласно которому уступлены требования к Заказчику (Учреждению) по оплате работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, которые будут исполнены Подрядчиком в будущем по муниципальному контракту. Поэтому, в случае, если Заказчик перечислил оплату Подрядчику по контракту на иной, отличный от реквизитов, указанных в договоре факторинга, и Фактор не получил указанной суммы, то Фактор вправе требовать оплату услуг факторинга и с Подрядчика, и с Заказчика, обязательства которых являются солидарными.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 01 ноября 2024 года №305-ЭС24-18723 по делу №А40-109442/2022

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика»

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.