Верховный суд о госзакупках. День за днем. 01.07.2024
Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно необходимости антимонопольных органов проводить расследование по вопросу страны происхождения товаров, недопустимости антиконкурентных соглашений между заказчиками и поставщиками жилья для сирот, и возможности внесения изменений в протокол закупочной процедуры.
Проверка страны происхождения товаров
Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что антимонопольные органы при рассмотрении жалоб участников закупок по 44-ФЗ на необоснованное снижение заказчиками ценового предложения победителя закупки на 15% в соответствии с пунктами 1.3 и 1.6 Приказа №126н, не обязаны проводить расследование по вопросу о действительной стране происхождения товара, продекларированной в заявке победителя закупки с учетом пункта 1.6 Приказа № 126н, так как данная проверка не относится к делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 июня 2024 года № 305-ЭС24-11215 по делу № А40-89455/2023, Постановление АС Московского округа от 08 апреля 2024 года по делу № А40-89455/2023
Антиконкурентные соглашения в сфере закупок жилья для сирот
Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что действия Заказчиков по 44-ФЗ и поставщиков квартир для детей сирот, совершенные путем заключения и реализации устного антиконкурентного соглашения, направленного на создание преимущественных условий для определенных поставщиков, нарушают пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ, если:
- Между заказчиками и поставщиками квартир установлено взаимодействие, выраженное во встречах, телефонных разговорах по вопросам сроков размещения извещений, координации ценовых предложений, информации о границах, в которых планировалось осуществление закупок, годе постройки дома.
- Заказчики допускали поставщиков к участию в закупках, несмотря на то, что предлагаемые жилые помещения не в полной мере соответствовали требованиям закупочной документации.
- Заказчики нарушали порядок осуществления закупок, в том числе формирование документации, что создало определенным поставщикам преимущественные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, ограничив доступ к участию в закупочных процедурах иным участникам, а также неопределенному кругу лиц, осуществляющему предпринимательскую деятельность на данном товарном рынке и извлечение прибыли.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 28 июня 2024 года № 303-ЭС24-10538 по делу № А73-7498/2023, Решение АС Хабаровского края от 21 ноября 2023 года по делу № А73-7498/2023
Изменения в протоколах закупок
Суд согласился с ФАС России в том, что Закон о закупках № 223-ФЗ не предусматривает возможность внесения изменений в протокол, составленный по итогам закупочной процедуры, после размещения его на сайте оператора электронной площадки. Действия заказчиков, неоднократно вносивших изменения в итоговый протокол, в которых содержится различная информация в части порядка оценки заявок участников закупки по критерию и количестве присвоенных баллов участникам по итогам проведения конкурсов, в том числе меняется один победитель на другого, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 6 статьи 3, часть 15 статьи 3.2, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7, 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Документ: Решение АС города Москвы от 27 мая 2024 года по делу № А40-43770/2024, Решение ФАС России № 223ФЗ-447/23 от 04.12.2023 года по жалобе на закупку № 231844800179
Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».