Специальные основания для неприменения запретов по 223-ФЗ с 01.01.2025

Продолжаем разбирать изменения в правилах нацрежима с 01.01.2025. Поговорим о специальных основаниях для неприменения запретов, которые прописаны проекте постановления правительства о национальном режиме в редакции от 02.12.2024.

Содержание

Сделали исключение для отдельных заказчиков по 223-ФЗ

В проекте постановления правительства сделали исключения для применения нацрежима в закупках по 223-ФЗ для таких заказчиков:

  • хозяйственные общества из числа госкорпораций и госкомпаний;
  • аптеки и аптечные организации.

Разберем подробнее как применять специальные правила для отдельных заказчиков.

В пп. «м» п. 4 проекта постановления правительства указано, что запреты в рамках нацрежима могут не применять отдельные заказчики — хозяйственные общества, которые указаны в пп. 1, 2 и 3 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ.

Напомню, в пп. 1, 2 и 3 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ указаны такие организации:

  1. Госкорпорации, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями, субъекты естественных монополий, организации, которые производят регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО, автономные учреждения и хозобщества, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта России, муниципального образования в совокупности превышает 50%.
  2. Дочерние хозобщества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 юрлицам.
  3. Дочерние хозобщества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в п. 2 дочерним хозобществам.

Исключение — хозяйственные общества из сводного реестра организаций ОПК по постановлению правительства № 96 от 20.02.2004 и хозобщества, которые являются субъектами естественных монополий или организациями, которые производят регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО.

Даже если заказчик по 223-ФЗ получил право не применять запреты по пп. «м» п. 4 проекта постановления правительства, то в таких закупках, он все равно будет обязан применять нацрежим:

  • для выполнения гособоронзаказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий по пп 3-3.2 ст. 7.1 Федерального закона о гособоронзаказе;
  • для функционирования критической информационной инфраструктуры России;
  • в сфере использования атомной энергии;
  • для реализации проекта технологического суверенитета в рамках применения постановления правительства № 603 от 15.04.2023.

Думаю самим заказчикам еще предстоит разобраться, когда они обязаны применять нацрежим, а когда они не обязаны этого делать.

Следующая группа заказчиков более четко сформулирована.

В пп. «к» п. 4 проекта постановления правительства указано, что запрет не применяется в закупках по 223-ФЗ аптечными организациями в закупках лекарств и медизделий для розничной торговли такими лекарствами и медизделиями.

Сделали исключение для закупок по 223-ФЗ за пределами России

В пп. «г» п. 5 проекта постановления правительства указано, что у заказчика есть право не применять запреты в рамках 223-ФЗ, если он закупает товар за пределами России.

Главное условие — получение согласования на эту закупку по п. 2 ч. 7 ст. 31, ч. 4 ст. 31-1 223-ФЗ.

Сделали исключение на применение запретов в закупках отдельных товаров

В пп «к» п. 10 проекта постановления правительства указано, что запрет в закупках по 223-ФЗ может не применяться в закупках и договорах с едпоставщиком для позиций 1-21, 30, 32, 45-47, 49-52, 55-60, 62, 69-86, 88, 92-128, 137, 138, 140-145 перечня № 1 к постановлению правительства.

ВАЖНО!
Это правило работает для извещений о закупках до 01.07.2025 и договоров с едпоставщиком, которые заключены до этой даты.

Одновременно с этим, если заказчик применяет этот пункт и не применяет запреты, то обязан опубликовать закупку на эти товары с применением ограничений в рамках нацрежима. Это указано в пп «л» п. 10 проекта постановления правительства.

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.