Новые риски для поставщиков по 223-ФЗ или как неожиданно попасть в РНП

Намедни спросили об РНП по 223-ФЗ в случае одностороннего отказа от исполнения договора, если заказчик не под санкциями. Я решил погрузился в практику и выводы очень интересные.

Действительно, в ч. 2 ст. 5 № 223-ФЗ прописаны 3 основания для включения в РНП:

  • отказ от заключения договора;
  • расторжение договора судом из-за существенного нарушения;
  • односторонний отказ от исполнения договора в случае, если в отношения заказчика введены политические или экономические санкции.

И поэтому логично, что если заказчик не под санкциями, то его односторонний отказ не ведет к РНП. Это подтверждается практикой.

Например, в Заключении № 024/10/5-2598/2024 от 27.08.2024 Красноярское УФАС указало: «Комиссия отмечает, что в рамках № 223-ФЗ Правилами о ведении РНП не предусмотрено включение в Реестр сведений о недобросовестном поставщике в случае, если по итогам проведения закупки с единственным участником закупки заключен договор, который впоследствии, в связи с нарушением поставщиком существенных условий договора, расторгнут заказчиком (в отношении которого не вводились политические, экономические санкции, меры ограничительного характера) в одностороннем порядке, без обращения в суд.

Таким образом, у Комиссии отсутствует возможность прийти к выводу о наличии правовых оснований для включения сведений об ИП в РНП.

Якутское УФАС в заключении № 014/10/5-1491/2023 от 13.10.2023 заявление заказчика о включении в РНП из-за одностороннего отказа от исполнения договора оставило без рассмотрения. И в заключении указало следующее: согласно п. 4 Правил, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора направление в контрольный орган сведений в отношении недобросовестных поставщиков предусмотрено только для заказчиков, в отношении которых иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении России, граждан России или российских юрлиц, введены политические или экономические санкции.

Документы, которые подтверждают введение политических или экономических санкций для заказчика, не представлены, в связи с чем у заказчика нет права направления сведений о включении в РНП в случае одностороннего расторжения договора, связанного с его существенным нарушением.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС отмечает, что Законом о закупках, постановлением Правительства от 22.11.2012 № 1211 не предусмотрено включение в РНП сведений о недобросовестном поставщике в случае, если по итогам проведения закупки с победителем закупки заключен договор (контракт), который впоследствии в связи с нарушением поставщиком существенных условий договора расторгнут заказчиком (в отношении которого не вводились политические, экономические санкции, меры ограничительного характера) в одностороннем порядке без обращения в суд. Важно подчеркнуть, что если заказчик под санкциями и поставщик существенно нарушает условия договора, и заказчик решает отказаться в одностороннем порядке, то включение в РНП вполне правомерно. Например, поставщики РЖД и Ростелекома уже прочувствовали эти санкции на себе.

Меня поразило то, что приказом ФАС № 625/24 от 11.09.2024 ряд поставщиков включили в РНП из-за одностороннего отказа от исполнения договора заказчиками, которые не на слуху по вопросу санкций, например АО «Мосинжпроект», АО «Теплоэнерго», Научно-производственное объединение «Казанский завод точного машиностроения» и т.д.

Поэтому рекомендую мониторить за тем, кто из заказчиков уже под санкциями или попадает туда, так как список регулярно пополняется, и поэтому риски попасть в РНП регулярно повышаются.

Для самых продвинутых рекомендую подписаться на обновления по РНП № 223-ФЗ. Поставщиков в него добавляют пакетами, отдельными приказами ФАС, и там можно посмотреть, кто из заказчиков отправляет в РНП из-за одностороннего отказа.

Подписывайтесь на телеграм-канал «GoodWin в госзакупках».

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.