ЕРУЗ: что это такое, и как с ним работать
Давно хотели поучаствовать в закупках, но не знали, с чего начать? В первую очередь надо открыть пользовательскую инструкцию и зарегистрироваться в Единой информационной системе. Вас внесут в ЕРУЗ и допустят к торгам. Разбираемся в правилах регистрации.
Что такое ЕРУЗ
Это единый реестр — туда включают абсолютно всех участников закупок. Хотите предложить товары, работы, услуги через госзакупки? Это невозможно, пока не зарегистрируйтесь в ЕИС и не попадете в ЕРУЗ.
Кому и зачем регистрироваться в ЕРУЗ
Всем, кто планирует участвовать в госзакупках. Это касается и юрлиц, и предпринимателей, и самозанятых (ч. 5 ст. 24 44-ФЗ).
Какие сведения вносятся в ЕРУЗ
Все зависит от того, кто регистрируется. Если ИП или самозанятый, то для ЕРУЗ указывают:
- ФИО;
- адрес проживания и почтовый адрес;
- электронную почту и телефон;
- ИНН;
- данные удостоверения личности — паспорта или другого документа, а если регистрируется самозанятый или физлицо — нужна отсканированная копия паспорта;
- ОГРНИП, дата регистрации и дата постановки ИП на учет — только для предпринимателей;
- принадлежность к МСП — ИП, надо указать категорию, к которой он относится, то есть к малому или среднему бизнесу;
- выписка из ЕГРИП — предпринимателю надо прикрепить копию;
- принадлежность к плательщикам НПД — только для самозанятых;
- решение суда о признании предпринимателя банкротом и о процедурах реализации его имущества, только если ИП признали банкротом.
Если юрлицо:
- полное название, а также сокращенное, если есть;
- официальный сайт, электронная почта и телефон компании;
- ИНН и КПП;
- ОГРН и дата постановки на учет, а если вы — крупнейший налогоплательщик, то код причины постановки на учет в качестве крупнейшего плательщика;
- название страны и ее цифровой код по ОКСМ;
- адрес нахождения;
- виды экономической деятельности — надо перечислить все ваши коды ОКВЭД;
- принадлежности к МСП и категория бизнеса;
- ФИО, ИНН, паспортные данные руководителя;
- ФИО, ИНН членов коллегиального исполнительного органа, если он есть;
- названия или ФИО, ИНН участников корпоративного юрлица, которые владеют более чем 25 % акций корпоративного юрлица;
- название учредителей унитарного предприятия;
- выписка из ЕГРЮЛ — прикладываем отсканированную копию;
- сведения о единоличном исполнительном органе — юрлице или ИП, если они осуществляют такие полномочия;
- декларация о принадлежности к учреждению или предприятию УИС, если вы относитесь к таким субъектам;
- декларация о принадлежности к организации инвалидов (ч. 2 ст. 29 44-ФЗ), если вы являетесь такой организацией;
- декларация о принадлежности к СОНКО, если вы социально ориентированная НКО;
- сведения о привлечении к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ за взятки: если вас привлекали к ответственности, то понадобятся наименование суда, который назначил административное наказание, номер дела, дата постановления и дата его вступления в силу;
- информация о ликвидации или признании несостоятельным, открытии конкурсного производства, если вы в процессе ликвидации, банкротства или уже ликвидированы;
- допсведения для регистрации обособленного подразделения юридического лица; если у вас есть обособки, то укажите их название, КПП и адрес.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ведется реестр недобросовестных поставщиков. Используйте эти инструкции бесплатно.
Правила регистрации в ЕРУЗ
Соблюдайте порядок, который утвержден постановлением Правительства № 60 от 27.01.2022. Вот базовые правила:
- Сначала надо получить УКЭП — усиленную квалифицированную электронную подпись. Но это не займет много времени и не потребует дополнительных расходов: УКЭП руководителям компаний и предпринимателям сейчас выдают бесплатно в удостоверяющем центре ФНС. Она подходит и для закупок. А вот самозанятому придется получать УКЭП за плату — в коммерческом удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. Список таких УЦ есть на сайте Минцифры. А если вы — иностранец, который хочет участвовать в российских закупках, то сможете использовать ЭП, которую создали в вашей стране. Но только при условии, что подпись признается на территории России (ч. 2 ст. 5 44-ФЗ).
- Следующий шаг — установка УКЭП и всех сертификатов. Для работы с госзакупками понадобится корневой сертификат УЦ ФНС (или коммерческого УЦ), корневой сертификат Казначейства и личный сертификат владельца электронной подписи. Инструкции по установке предоставят в удостоверяющем центре.
- Зарегистрируйтесь, пройдите идентификацию и аутентификацию в ЕСИА. Сможете сделать это через портал Госуслуг.
- Сформируйте сведения и подготовьте документы для ЕРУЗ (п. 12, 13 Правил № 60). Некоторые данные и документы формируются автоматически — они попадают в ЕИС по системе межведомственного взаимодействия.
- Вас зарегистрируют в Единой системе в 00.00 по Москве того дня, который следует за днем публикации регданных. Это бесплатно: платить за ЕИС и ЕРУЗ не надо.
ЕРУЗ ведет Федеральное казначейство. Оно же размещает информацию о новом участнике — максимум в течение одного рабочего дня после того, как зарегистрируетесь в Единой системе. Исключение сделано лишь для участников, которые не регистрируются в ЕИС (ч. 1 ст. 24.2 44-ФЗ). В ЕРУЗ их тоже нет.
Еще вас аккредитуют на всех электронных площадках. Это тоже автоматическая процедура: всё делают операторы ЭТП. Более того, электронные площадки ведут собственные реестры участников — их публикуют на официальной сайте каждой ЭТП. В такие реестры включают (ч. 4.1 ст. 24.2 44-ФЗ):
- название, фирменное наименование компании/ФИО предпринимателя или физлица;
- ИНН;
- дату аккредитации и пр.
Как ИП зарегистрироваться в ЕРУЗ: пошаговая инструкция
Вы подготовились к регистрации — сделали УКЭП, установили ее на рабочий компьютер, идентифицировались в ЕСИА. Осталось только попасть в ЕРУЗ. Вот инструкция, как это сделать:
Шаг 1. Нам нужен официальный сайт Единой системы — личный кабинет участника торгов.
Шаг 2. При входе в ЛК система покажет базовые условия для работы. Настройте рабочий ПК. Установочный файл КриптоПро скачайте прямо из Единой системы — в разделе для настройки рабочего места.
Шаг 3. Поскольку раньше в Единой системе вы не работали, вас нет и в ЕРУЗ. Когда система не находит пользователя, она предлагает ему зарегистрироваться.
Шаг 4. Первичная аутентификация проходит через ЕСИА. Надо ввести логин/пароль для Госуслуг.
Шаг 5. Если все нормально — вы уже прошли аутентификацию и подтвердили аккаунт, то Госуслуги подтвердят вход пользователя в Единую систему. Вставьте в ПК токен с электронной подписью и приступайте к регистрации в реестре участников закупок.
Шаг 6. Надо выбрать пользователя. Нам нужна регистрация ИП и физлиц.
Шаг 7. Теперь выберите, кого из идентифицированных ИП надо включить в реестр участников.
Шаг 8. Заполните простую регистрационную форму. Большая часть сведений в Единой системе уже есть. Проверьте включенную информацию и укажите остальные сведения во всех полях со звездочкой. Учтите, что в реестре участников необходимо зарегистрировать не только предпринимателя, но и его представителей. К примеру, если ИП планирует передать процесс госзаказа специалисту по закупкам. Если предприниматель сам ведет закупочный процесс, то представителей регистрировать не надо.
Шаг 9. Как только нажмете «Зарегистрировать», система предложит проверить информацию. После подписания и размещения вы попадете в ЕРУЗ.
Как юрлицу зарегистрироваться в ЕРУЗ: пошаговая инструкция
Первые шаги для организации аналогичны — установка ИП, настройка компьютера, аутентификация через Госуслуги. Как только подтвердите пользовательский аккаунт в ЕСИА, приступайте к регистрации в Единой системе и ЕРУЗ.
Сначала выберите организацию, которую надо включить в ЕРУЗ.
Теперь заполните регистрационную форму. Уполномоченное лицо организации-заказчика — руководитель. Вместе с ним надо указать и всех представителей компании, которые займутся закупками. Заполните все поля с красной звездочкой.
Нажмите «Зарегистрировать», проверьте и, если все в порядке, опубликуйте информацию. В течение следующего рабочего дня казначеи включат компанию в ЕРУЗ. Вы сможете приступить к закупкам.
Как работать с ЕРУЗ
Особых правил для работы в ЕРУЗ нет. Ключевая задача — зарегистрироваться в Единой системе. Дальше сведения автоматически попадут в ЕРУЗ, и заказчик сможет проверить поставщика.
Поскольку ЕРУЗ ведется в закрытой части, то заходите в него только из личного кабинета. Заказчику надо ввести название или ИНН поставщика и посмотреть нужную информацию.
Еще по теме: