Требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ по новым правилам
Требования к участникам закупки по 44-ФЗ — это условия, установленные российским законодательством о контрактной системе и иными нормативно-правовыми актами и позволяющие подрядчикам участвовать в тендерах. Они установлены ст. 31 закона о закупках. В связи с изменением экономической ситуации, законодатель внес ряд поправок, связанных с такими требованиями. Последняя редакция ст. 31 44-ФЗ более детально регулирует порядок определения поставщика.
Новые обязательные требования по 44-ФЗ
Поставщиками, подрядчиками, исполнителями по 44-ФЗ являются любые физические лица, в том числе ИП или самозанятые, юридические лица, за исключением офшорных компаний и лиц, признанных иностранными агентами. Статья 31 закона устанавливает к ним такие единые требования:
- соответствие требованиям законодательства. Заказчик вправе запросить документы, подтверждающие соответствие поставщика требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, к примеру, требованиям о наличии лицензии, аккредитации, членстве в СРО и др.;
- организация не ликвидируется, не является банкротом, в отношении нее не открыто конкурсное производство;
- деятельность предприятия не приостановлена;
- между заказчиком и участником нет конфликта интересов и т. д.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие требования предъявляются к участникам закупок по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Новацией является требование об отсутствии участника торгов в реестре иноагентов. Закон определяет иноагента как лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены федеральным законом. Такие физические и юридические лица не имеют права участвовать в закупках, поэтому заказчик обязан проверить участника на предмет его отсутствия в соответствующем реестре.
Соответствие единым требованиям подтверждается декларацией, которая предоставляется в составе заявки или в составе предварительного предложения для единственного поставщика в электронной форме с использованием электронной площадки. Закон о контрактной системе по-прежнему не устанавливает правил по оформлению документа, ключевое правило — подтвердить соответствие поставщика предписаниям закона № 44. Декларацию составляют в произвольной форме.
Если предметом контракта является выполнение работ, подлежащих лицензированию, заказчик устанавливает условие о наличии той или иной лицензии. Предоставление самой лицензии не требуется. Участник, при наличии соответствующего требования, предоставляет в составе документации сведения о действующей лицензии. В данном случае непредоставление сведений о наличии лицензии является поводом для отклонения заявки. Однако нельзя устанавливать требование к сроку действия лицензии (письмо Минфина России от 12.09.2017 № 24-03-06/58653). Наличие лицензии не обязательно, если лицензируемые работы не являются самостоятельным объектом закупки (Обзор судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, утв. президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Внимательно изучите тендерную документацию, чтобы понять, что прикладывать по п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ, к таким требованиям относят наличие аккредитации либо условие о членстве организации в СРО. Выписка СРО — это документ, который подтверждает, что компания или ИП являются членами СРО. Работы по капитальному ремонту, строительству, реконструкции, сносу объектов, проведению инженерных изысканий, проектированию вправе проводить подрядчики, которые включены в реестр членов саморегулируемых организаций. Об этом сказано в части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса.
Выписка СРО не потребуется при подписании государственного контракта на сумму менее 3 миллионов рублей, а при сносе объектов капстроительства — 1 миллиона рублей. В СРО не обязаны вступать МУП, ГУП, коммерческие компании, если более половины их собственности принадлежит муниципальным или государственным органам, публично-правовым образованиям.
Информации из единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах достаточно, чтобы подтвердить, отвечает ли участник условиям закупки. Если данных о нем нет в реестре, заявку отклоняют за несоответствие требованиям извещения.
Новые правила для проверки поставщиков на соответствие дополнительным требованиям
В соответствии с внесенными изменениями, теперь госзаказчикам придется проверять, не привлекались ли поставщики к ответственности по антикоррупционным правонарушениям по 19.28 КоАП. Эти меры направлены на недопущение к торгам юрлиц, которые нарушили антикоррупционное законодательство в течение 2 лет до момента подачи заявки на участие в тендере. ЕИС автоматически формирует информацию о привлечении юрлиц к административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства. Чтобы ознакомиться с такой информацией, зайдите на сайте госзакупок в раздел «Документы».
Скачиваем актуальный перечень участников, привлеченных к административной ответственности.
Кроме того, заказчик вправе установить требование к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, имеется в виду условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков. Такой реестр размещен в ЕИС и содержит сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта.
Если закупочной документацией установлено требование об отсутствии сведений в РНП в отношении участников закупки, проверьте участника, следуя простой инструкции:
1. На сайте ЕИС зайдите во вкладку «Все разделы».
2. В разделе «Контроль и аудит» найдете интересующий вас реестр.
Если говорить о дополнительных условиях для участников тендера, то правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. К таким требованиям к участникам закупок, в соответствии с ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ, законодатель относит наличие:
- финансовых ресурсов для исполнения контракта;
- оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
- опыта работы и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Законодатель устанавливает еще одно дополнительное требование к участникам закупки по 44-ФЗ, оно связано с начальной (максимальной) ценой контракта. Если НМЦК составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик вправе запросить информацию об исполнении участником торгов в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с 223-ФЗ, при условии исполнения таким участником закупки условия об уплате неустоек (штрафов, пеней). Стоимость исполненных обязательств по таким контрактам, договорам должна составлять не менее 20% НМЦК. Такое условие установлено ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ и подтверждается участником посредством предоставления следующей информации или документов:
- номера реестровой записи в реестре контрактов;
- выписки из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну;
- исполненного контракта и акта приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Условия по 223-ФЗ
Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юрлиц. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах узнают из положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Положение обязательно публикуется в ЕИС.
Несмотря на то, что законом о закупках отдельными видами юрлиц четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном положении и в документации тендера. Одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых условий к исполнителям.
Кроме этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.
Добровольная сертификация
Квалификация участников закупок — это четкий перечень критериев, по которым осуществляется оценка стабильности работы компании и подтверждается ее благонадежность. Действующее закупочное законодательство не предусматривает обязательного наличия у участника процедуры какого-либо сертификата соответствия. Однако, в случаях проведения масштабной закупки, заказчик вправе запросить допуск соответствия требованиям договорных нормативов, в таком случае наличие сертификата является обязательным условием для участия в торгах.
Сертификат о соответствии компании стандартам закупочных процедур — документ, оформляемый после проверки фирмы уполномоченным органом. Орган, осуществляющий такую сертификацию, обязан пройти аккредитацию в Росаккредитации. После прохождения проверки подтверждается, что предприятие соответствует запросам заказчика.
Документ, подтверждающий квалификацию участника закупки, оформляется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании». Его назначение — снижение потенциальных рисков безопасности и качества работ, товаров и услуг. Официальное подтверждение благонадежности гарантирует, что соискатель прошел необходимую аккредитацию, оформил нужные лицензии и внедрил в работу эффективную систему менеджмента качества. В ходе проверки производится оценка того, соответствует ли деятельность фирмы содержанию закона 44-ФЗ, соблюдает ли она установленные договором сроки и какова ее деловая репутация.