Роль ГРБС в закупках

Главный распорядитель бюджетных средств — это организации, которые регулируют направление финансовых потоков, распределяют ассигнования, а также отвечают за полноту, своевременность и эффективность их исполнения.

Содержание

Кто такие ГРБС

В ст. 6 БК РФ приведена расшифровка, что такое ГРБС в бюджете — ключевые участники бюджетного процесса, напрямую ответственные за распределение денежных средств на федеральном, муниципальном или местном уровне.

В ст. 158 БК РФ описано, чем занимаются главные распорядители бюджетных средств, кто они и какой орган перечисляет денежные средства ГРБС: они посредники исполнения различных государственных, муниципальных или целевых программ, которые планируют, распределяют и контролируют исполнение расходных программ. Главные распорядители действуют строго в рамках бюджетного законодательства. Они выступают учредителями для казенных, бюджетных и автономных учреждений.

В Письме Минфина №02-06-10/36570 от 30.04.2020 указано, может ли ГРБС выступать в роли получателя бюджетных средств — да, когда получает деньги от вышестоящих организаций. В таком случае учреждение формирует единую Главную книгу как распорядитель и как получатель бюджетных средств (Инструкция №157н из Приказа Минфина от 01.12.2010). В таком случае заполняется отчетность по форме 0503127.

Основные примеры ГРБС — государственные органы, органы местного самоуправления, местные администрации, управления образования, здравоохранения, культуры. Ключевые задачи:

  • обеспечение эффективного расходования подведомственными учреждениями бюджетных ассигнований;
  • достижение целевого исполнения;
  • формирование и контроль над исполнением подведомственными организациями государственных (муниципальных) заданий;
  • финансовый контроль;
  • консолидация промежуточной и итоговой отчетности.

Основные полномочия ГРБС приведены в ст. 158 БК РФ. В частности, учреждения обладают такими полномочиями (ч.1 ст. 158 БК РФ):

  1. Контролируют результативность, адресность и целевое исполнение денег из бюджета.
  2. Ведут реестр расходных обязательств.
  3. Планируют расходы и готовят обоснования по ассигнованиям.
  4. Формируют и утверждают государственные и муниципальные задания.
  5. Вносят предложения по формированию лимитов обязательств и бюджетной росписи.

Главные распорядители заполняют специальную отчетность.

Роль в закупках

Главные распорядители играют существенную роль и в закупочном процессе подведомственных организаций.

Вот что делают ГРБС в закупках по 44-ФЗ:

  • сами выступают в роли заказчиков;
  • согласовывают планы-графики закупок и занимаются планированием госзаказа;
  • проводят нормирование госзакупок.

В первую очередь они ответственны за плановый процесс. До главных распорядителей доводят сведения об общем объеме бюджетных средств и информацию о целевых аспектах исполнения сформированного на финансовый период бюджета. Они составляют бюджетную роспись денежных средств и доводят их до подведомственных учреждений. Распорядители должны расписать эти суммы как по источникам, так и по направлениям расходования. Затем получатели средств обрабатывают доведенную до них информацию о денежных средствах, которые выделены им на закупочную деятельность с целью удовлетворения их нужд как на государственном, так и на муниципальном уровнях.

Бесплатно узнайте в КонсультантПлюс, как ГРБС проводят закупки.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

После распределения ПБС занимаются планированием — в обязательном порядке формируют планы-графики закупок в течение 10 дней после доведения лимитов бюджетных обязательств или утверждения ПФХД (ст. 16 44-ФЗ). Задача ПБС — грамотно и эффективно спланировать закупки. Получатели постатейно распределяют доведенные ГРБС бюджетные средства, формируют планы финансово-хозяйственной деятельности (казенные учреждения — бюджетные сметы), а затем отправляют их на согласование. По БК РФ, финансирование ГРБС — это деньги, которые адресно выделяются получателям для реализации их уставных целей и проведения госзакупок, необходимых для исполнения государственных и муниципальных услуг. Деньги, выделенные главным распорядителем, подведомственное учреждение отражает в ПФХД.

В каждом плане или смете необходимо указать код контролирующего ГРБС. После утверждения ПФХД получатели составляют планы-графики закупок, которые согласовываются с главными распорядителями. На основе закупочных планов подведомственных учреждений ГРБС формируют сводные планы.

ГРБС вправе выступать в роли получателя средств и организации-заказчика. Ответственный специалист главного распорядителя формирует план-график закупок, а затем отправляет его на согласование вышестоящему распорядителю.

В некоторых случаях у бюджетных и казенных организаций меняется ведомственная подчиненность — меняется главный распорядитель. В ст. 154 122-ФЗ от 22.08.2004 указано, кто меняет ГРБС подведов — инициаторами выступают органы государственной власти и местного самоуправления. В сфере госзакупок такая смена влияет только на уровень бюджета, из которого выделяются деньги на ведение закупочной деятельности.

Также распорядители, в соответствии со ст. 19 44-ФЗ, занимаются нормированием закупок. Они утверждают требования к приобретаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, определяют предельные цены, типовые условия контрактов, правила и порядок исчисления нормативных затрат на обеспечение государственных или муниципальных нужд как для себя, так и для подведомственных учреждений (Письмо Минфина РФ №02-03-06/18202 от 31.03.2016). Они утверждают характеристики товаров, работ, услуг, предельные цены на ТРУ, подпадающие под нормирование, для тех категорий закупаемой продукции, которые им необходимы, но отсутствуют в обязательном перечне.

Примеры

Приведем пример нормирования ГРБС.

Предоставим формулу расчета затрат на оплату услуг подвижной связи, разработанную главным распорядителем:

Зсот = i = 1nQi сот × Pi сот × Ni сот,

где:

  • Qi сот — количество абонентских номеров пользовательского оборудования, подключенного к данной сети по i-й должности;
  • Рi сот — ежемесячная цена услуги;
  • Ni сот — количество месяцев предоставления услуги.

При этом нормативные показатели определяются ГРБС, исходя из отраслевой специфики. Ценовые величины устанавливаются на основании цен по заключенным ранее контрактам.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.