Как правильно применять преимущества для СМП в закупках по ст. 30 закона № 44-ФЗ
Не забывайте о минимальной доле закупок у малого бизнеса. Чтобы выполнить норматив, заказчики проводят определенные тендеры только для СМП и СОНКО или же требуют привлекать к исполнению госконтрактов. Но это далеко не все льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства в 2024 году.
В чем заключается преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона № 44-ФЗ о закупках
Привилегия состоит том, что участвовать в тендере смогут только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. По сути, преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона № 44-ФЗ (СМП и СОНКО) заключается в том, что заказчики не допускают к такой закупке других участников, то есть обычных ООО, ИП, самозанятых.
Подробнее: что такое СМП и СОНКО в контрактной системе
Кроме того, для МП и социальных НКО действует преимущество по ч. 5 ст. 30 44-ФЗ. Если его применяют, то заказчик требует от победителя госзакупки привлечь СМП и СОНКО для соисполнения госконтракта.
Кому предоставляется преимущество по ст. 30 44-ФЗ
По ч. 3 ст. 30:
- малому бизнесу — ООО и ИП, которые есть в едином реестре СМП;
- социальным НКО — организациям, которые есть в реестре НКО.
А вот для самозанятых таких преференций нет. Все преимущества в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона 44-ФЗ, размер преимущества не установлен, дают только ООО и ИП, которые представляют малый бизнес, и НКО из соцсектора.
Итак, каждый год заказчики тратят на закупки у СМП и СОНКО минимум 25 % от всего объема закупок, который запланировали на год. Для выполнения этого процента они проводят открытые тендеры — аукционы, конкурсы, запросы котировок. А к участию в таких электронных тендерах допускают только СМП и СОНКО.
Кроме того, для выполнения 25 %-ной доли закупок разрешается привлечение субъекта малого предпринимательства к контракту по 44-ФЗ (п. 2 ч. 1 ст. 30). Заказчик пишет в извещении, что победитель тендера (если он не относится к МП и СОНКО) обязан привлечь для субподряда СМП или социальную НКО (ч. 5 ст. 30). ФКС не регламентирует порядок соисполнения. Госзаказчик прописывает условия такой сделки в контракте.
Как рассчитать минимальный объем госзакупок у СМП и СОНКО
Вот базовая инструкция:
- Рассчитать СГОЗ на финансовый год — 2024, 2025 гг. и т.д.
- Вычесть из СГОЗ суммы, которые запланировали на закупки (ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ):
- для обеспечения обороны и безопасности РФ;
- для услуг по получению кредитов;
- у единственного поставщика, кроме контрактов по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, которые подписали из-за того, что торги среди МП и СОНКО не состоялись;
- для работ по атомной энергии;
- закрытые тендеры.
- Умножить на 25 % полученную разницу между совокупным ОЗ и заказами-исключениями.
Не забывайте отчитаться о выполнении норматива госзакупок у малого бизнеса и социальных НКО. Отчет отправляют каждый год — до 1 апреля.
Подробнее:
Как заказчику предоставить преимущества для СМП и СОНКО
Заказчик сам выбирает, как ему поддержать малый бизнес и социальные НКО:
- Ограничить участие в госзакупке всем, кто не относится к МП и СОНКО (ч. 3 ст. 30).
- Потребовать у победителя не из числа СМП и СОНКО привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, которые представляют малый бизнес и НКО из соцсферы (ч. 5 ст. 30).
Кто сможет участвовать в закупках с преимуществами по ст. 30 44-ФЗ
Все зависит от того, какие преференции применил заказчик:
- Если по ч. 3 ст. 30. Тогда участвовать в госзакупках смогут только ООО и ИП из реестра СМП и соцорганизации из реестра СОНКО.
- Если по ч. 5 ст. 30. Принять участие в госзакупках смогут все желающие. Но если победит обычный участник, то ему придется привлечь субподрядчиков и соисполнителей из МП и социальных НКО.
Как провести закупки с преимуществами для СМП и СОНКО
По ч. 3 ст. 30
Заказчик пишет в извещении, что госзакупка проводится только среди МП и социальных НКО. Остальные не смогут подать заявки на тендер: их участие ограничено. Сама торговая процедура проходит без особенностей. При необходимости заказчик сможет отменить преимущество только для СМП и СОНКО и провести госзакупку на общих основаниях. Вот причины отказа от преимущества по ч. 3 ст. 30 44-ФЗ — такой тендер признали несостоявшимся, если:
- не поступило ни одной заявки;
- отклонили все заявки.
По ч. 5 ст. 30
Об этой преференции тоже надо написать в извещении и обязательно указать объем субподряда. А в проекте контракта необходимо предусмотреть определенные условия (ч. 5–7 ст. 30 ФКС, Решение ФАС России по делу № К-188/15 от 16.02.2016).
- поставщик (если его нет в реестрах СМП и СОНКО) обязан привлечь к соисполнению госконтракта МП и социальные НКО;
- если поставщик не исполнит требование о субподряде, то ему грозит ответственность;
- объем субподряда/соисполнения (к примеру, 10 % от цены контракта);
- другие типовые условия контрактов с субподрядом для МП и социальных НКО, которые утвердило российское правительство.
Сами госзакупки осуществляются теми же способами и в том же порядке, что и остальные заказы.
Что участники прикладывают к заявке в закупках для СМП и СОНКО
Вот что прикладывать к заявке по ч. 3 ст. 30 закона 44-ФЗ — декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Но поставщику не надо отправлять ее заказчику в составе заявки. Дело в том, что участники декларируют принадлежность к СМП и СОНКО при регистрации в ЕИС. А заказчик получит такую декларацию от оператора электронной площадки, на которой проводится закупка (пп. «л» п. 12 Правил регистрации участников в ЕИС, утв. ПП РФ № 60 от 27.01.2022).
Если проводится закупка по ч. 5 ст. 30, то все зависит от того, кто участвует в торгах:
- Если участник — обычная организация или ИП. К заявке ничего прилагать не надо. Но в ходе исполнения контракта необходимо предоставить заказчику все договоры субподряда/соисполнения с субъектами МП и социально ориентированными НКО. Кроме того, подтвердить выполнение этой обязанности исполнитель контракта сможет и договором поставки, если для исполнения контракта требуется закупить товар (письма Минфина № 24-01-06/26194 от 02.04.2020, № 24-01-06/4563 от 27.01.2020, № 24-01-07/1954 от 17.01.2020).
- Если участник — СМП или СОНКО. Надо сообщить заказчику о принадлежности к МП или социальным организациям, отправив декларацию. Привлекать соисполнителей и субподрядчиков в этом случае не надо (письма Минфина № 24-06-07/56102 от 18.06.2024, № 24-01-08/26448 от 03.04.2020). Но если победитель госзакупки не сообщит о своем статусе и не привлечет субподрядчиков, то ему придется заплатить штраф — 5 % от суммы, на которую должны привлечь субподряд по условиям контракта (п. 8 Правил определения размера неустойки, утв. ПП РФ № 1042 от 30.08.2017).
Если представитель малого бизнеса или социально ориентированная НКО участвовали в такой закупке, но не победили в ней или же самостоятельно узнали о таком тендере, то они вправе обратиться к победителю с предложением заключить договор субподряда. Такому субподрядчику придется подтвердить принадлежность к СМП или СОНКО декларацией, но не заказчику, а организации, с которой заключает договор. Преимущества в госзакупках для субподрядчиков/соисполнителей не действуют.
Может пригодиться: как оформить декларацию о принадлежности к СМП
Другие послабления в госзакупках в 2024 году для СМП и СОНКО
Есть и другие преференции. К примеру, обеспечение исполнения контракта для СМП в 2024 году разрешают не устанавливать. Но только при условии, что МП и НКО из соцсферы предоставят заказчику информацию из реестра контрактов об исполнении минимум 3 контрактов, которые (ч. 8.1 ст. 96 ФКС):
- исполнили в течение трех лет до даты подачи заявки на закупку — без учета правопреемства;
- выполнили без штрафов, пеней, неустоек — если начисленные санкции списали, то заказчик посчитает, что они все равно применялись (Правила, утв. ПП РФ № 783 от 04.07.2018, Письмо Минфина № 24-06-06/5682 от 25.01.2024);
- суммой цен составили показатель не менее НМЦК текущего заказа.
Если госконтракт заключается по результатам совместной закупки, то сумма цен предыдущих договоров не должна быть ниже суммы НМЦК каждого заказчика из совместных торгов. Предъявлять копии исполненных договоров необязательно, достаточно предоставить сведения о реестровых записях по этим госконтрактам. Кроме того, поставщик вправе указывать фактические цены исполненных контрактов, расторгнутых без неустоек. Но только если их расторгли по соглашению сторон из-за того, что у заказчика уменьшилась потребность в поставке.
Если все же установили обеспечение, то рассчитайте его размер не от НМЦК, а от цены госконтракта (ч. 6.2 ст. 96 ФКС). Есть еще одна преференция для малых предприятий и социальных некоммерческих организаций — ускоренный возврат обеспечения (ч. 27 ст. 34 ФКС). Деньги возвращают им раньше, чем обычным участникам закупки, — в течение 15 дней после исполнения всех обязательств по госконтракту.
А вот срок оплаты для СМП по 44-ФЗ в 2024 году не является преференцией. Заказчики рассчитываются с представителями МП и НКО из соцсферы в те же сроки, что и с обычными поставщиками (ч. 13.1 ст. 34 ФКС). Расплатиться с исполнителем надо в течение 7 рабочих дней, как подпишете документы о приемке — после выполнения отдельного этапа или всего контракта.