Порядок действий, если участник госзакупок оказался банкротом

Одним из единых требований, предъявляемых к участнику закупки, законодательство определяет отсутствие факта банкротства поставщика. Данные об отсутствии процедуры банкротства участник закупки декларирует и направляет заказчику на начальном этапе проведения закупочной процедуры.

Содержание

Участие в закупке поставщика банкрота

Требования к участнику закупки определены в ст. 31 44-ФЗ. В частности, п. 3 ч. 1 статьи 31 говорит о недопустимости участия в закупке участников-юридических лиц, находящихся на стадии ликвидации. В отношении такого участника не должно быть вынесено судебное решение о признании его банкротом либо открыто конкурсное производство.

Данные декларируются заявителем, а в обязанности заказчика входит обязанность проверить их на соответствие действительности.

Если заказчик обнаружит несоответствие заявленным данным, заявку участника отклонят. Отсюда сделаем вывод о том, что участник, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, либо если он уже является банкротом, не допускается к участию в закупке, то есть для организаций на стадии банкротства госзакупки недоступны. Аналогичные требования предъявляются и п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 223-ФЗ.

Как проверить участника-банкрота

Информация о направлении в судебные органы заявления о признании должника банкротом является общедоступной, размещена в открытом доступе и включена в Единый федеральный реестр, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен.

Воспользовавшись строкой поиска, найдете интересующую вас информацию об участнике закупки.

Таким образом, установив требование:

  • о непроведении ликвидации юрлица;
  • отсутствии решения арбитражного суда о признании участника банкротом;
  • об открытии конкурсного производства, —

заказчик, воспользовавшись сервисом, получит исчерпывающую информацию о заявителе.

Банкротство в процессе исполнения договора

Исполнение госконтракта — процесс, растянутый во времени, нередко договорные отношения длятся не один год. В ходе исполнения контракта никто не застрахован от наступления негативных факторов, в числе которых и банкротство сторон. Такая ситуация больше применима в отношении подрядчика, но не исключено, что несостоятельным признают и заказчика. Следует помнить, что госзакупки с организацией на стадии банкротства принципиально невозможны, это прямо запрещено законом.

Пункт 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ предусматривает положение, регулирующее действия заказчика в случае признания исполнителя банкротом. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с тем, что поставщик перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к участнику закупки.

ВАЖНО!
Обратите внимание, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора в связи с банкротством исполнителя заказчик обязан исполнить часть договора с поставщиком с оплатой на банкрота уже поставленной и принятой продукции. Это обязанность заказчика, которая в большинстве случаев прописывается в условиях контракта и регулируется положениями действующего гражданского законодательства.

Ситуация с банкротством заказчика маловероятна, так как ими в подавляющем большинстве случаев являются государственные или муниципальные органы. Но если все-таки рассматривать вопрос о том, как защититься поставщику при банкротстве покупателя, обратимся к положениям Гражданского кодекса. Если, по условиям заключенного договора, оплата товара производится после его передачи покупателю, у поставщика появляется возможность использовать момент перехода права собственности на товар как обеспечение исполнения обязательства по его оплате. Предусмотрите в договоре условие о том, что право собственности переходит к покупателю в момент оплаты продукции после ее передачи. При таком положении интересы поставщика обеспечиваются сохранением за ним права собственности.

При составлении договора воспользуйтесь примерами приведенных формулировок:

  • «Право собственности на товар переходит к покупателю с момента оплаты товара в полном объеме»;
  • «Право собственности на товар переходит к покупателю в момент, когда будет передана последняя часть причитающейся оплаты по договору».

Указанная позиция подтверждается административной и судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от 11.07.2006 № КГ-А40/6037-06 по делу № А40-38207/05-103-70Б, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2006, 04.04.2006 № 09АП-2728/2006 по делу № А40-38207/05-103-70).

Еще по теме:

Юрист с 20-ти летнем стажем. С 2020 года занимаюсь госзакупками по 44-ФЗ со стороны поставщика. Работаю в строительной сфере, поэтому накопил большой опыт именно в таких закупках.