Комплаенс в закупках: правила и риски
Комплаенс в закупках — это мероприятия, которые проводит заказчик для снижения количества нарушений и предупреждения санкций и штрафов от контролирующих органов.
Скачать распоряжение Правительства №2258-р от 18.10.2018 о создании и организации системы обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства |
Что такое комплаенс в закупках и как выстроить работу комплаенс-системы
Дословный перевод слова «комплаенс» с бизнес-английского: «контроль за соблюдением установленных требований». В госзакупках это проявляется через систему внутренних и внешних контрольных мероприятий. Проверке подлежат соответствие действий заказчика законодательным требованиям, количество и уровень нарушений. Каждый заказчик обязан стремиться к минимизации рисков и противодействию коррупции.
Вот как работает комплаенс-система в закупках:
- Ответственный специалист выявляет зону рисков.
- Проводится оптимизация заказов. Улучшению подлежат все этапы закупочной деятельности, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением и расчетами по контракту.
- Определяются критерии отбора исполнителей.
Закупки осуществляются только в ЕИС и на лицензированных торговых площадках. При подготовке документации применяются государственные информационные системы.
Какие есть риски для компаний
Главное правило госзакупок — не нарушать законодательство, то есть 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ о защите конкуренции. Помогает в этом четкая система самоконтроля.
Какая существует классификация комплаенс-рисков в закупках по группам:
- Финансовые потери. Штрафные санкции, пени, недоимки, упущенная выгода.
- Репутационные. Если исполнитель по итогам закупки попадет в Реестр недобросовестных поставщиков, его репутация ухудшается. Заказчики всегда обращают внимание на РНП.
- Административные. Это ограничения. Приостановление деятельности до момента, пока нарушитель не исправит ошибки.
- Привлечение к уголовной ответственности. Есть нарушения закупочного законодательства, за которое привлекают по статье УК РФ. Пример: экономические преступления, злоупотребление в сфере госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).
- Кадровые. Увольнение сотрудников на ответственных должностях за нарушения.
Как их минимизировать при заключении госконтрактов
Минимизация рисков возможна только в случае хорошо организованной системы внутреннего аудита. Заказчик организовывает комплаенс, и риски в закупочной деятельности снижаются за счет эффективной оценки деятельности всей закупочной системы.
При подготовке и введении контрольной системы воспользуйтесь Методическими рекомендациями из РП №2258-р от 18.10.2018. Инструкция, как организации-заказчику реализовать комплаенс:
- Выберите работника, ответственного за проведение контрольных мероприятий.
- Подготовьте положение о контроле. Разработайте методику определения рисков. Утвердите комплекс мероприятий, направленных на их минимизацию.
- Направьте сотрудникам уведомления о введении новой системы.
- Проанализируйте порядок проведения госзакупок, действующий в организации. В результате вы обнаружите необоснованное завышение цен, дефицит закупочного бюджета, нарушения и ошибки.
- Разработайте варианты преодоления кризисных моментов. Определите, что поможет повысить эффективность госзаказа, снизить риски и избавиться от нарушений.
- Примените комплаенс-систему на практике.
- Оцените результативность контрольных мер. Проводите анализ по тем проблемам и нарушениям, которые выявили при подготовке новой системы контроля.
Если антимонопольная служба проводила проверку в отношении заказчика, он предоставляет специалисту разработанное и утвержденное положение об организации системы внутреннего контроля (33-ФЗ от 01.03.2020). ФАС изучит положение и вынесет заключение о порядке работы заказчика и ее соответствии нормам антимонопольного законодательства.
Примеры
Такая система работает в Камчатском крае. 03.03.2020 на сайте госинспекции по контролю в сфере закупок опубликовали доклад об антимонопольном комплаенсе в 2019 году.