Наседкина Дарья
651

Что делать, если заказчик не подводит итоги закупки

Если заказчик не разместил протокол подведения итогов — это повод приостановить закупку, аннулировать ее, получить штраф или поймать мошенников.

Содержание

Разбираемся с понятием «подведение итогов»

Любая закупка, в зависимости от вида, включает в себя несколько этапов: прием заявок, их рассмотрение и оценка, прием окончательных предложений или проведение торгов. Но каждую из них всегда завершает подведение итогов — этап, где определяют победителя тендера, с которым в дальнейшем заключают контракт.

Какие документы фиксируют, что определение поставщика завершено

В законе установлено, в какие сроки организатор обязан подвести итоги тендера и опубликовать протокол. Так, например, протокол подведения итогов электронного конкурса необходимо разместить в ЕИС в день подписания. Такое решение фиксируют в документах:

  1. Протокол рассмотрения и оценки заявок (для открытых и закрытых конкурсов и аукционов, в т. ч. с ограниченным участием, двухэтапных, для запроса котировок).
  2. Протокол подведения итогов (для всех видов электронных конкурсов и аукционов, запроса предложений).
  3. Протокол рассмотрения единственной заявки.
Может пригодиться: как составить протокол подведения итогов электронного аукциона

Аналогичную бумагу для электронного аукциона публикуют не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания. Но бывают ситуации, когда дата подведения итогов закупки переносится или заказчик вовсе не выкладывает протокол подведения итогов по ряду причин.

Почему заказчики не подводят итоги

Рассмотрим случаи бездействия покупателей на примере практики ФАС и судов:

1. Отсутствие подписи у представителя покупателя.

По постановлению АС Восточно-Сибирского округа по делу №А19-21253/2017 от 16.07.2018 установлено, что заказчик не опубликовал протокол подведения итогов, т. к. не мог подписать контракт — ЭЦП была только у руководителя, которого внезапно уволили. В связи с этим покупатель отменил закупку, несмотря на то, что победителя определили. Действия покупателя ФАС признала неправомерными, т. к. увольнение директора не является форс-мажором.

Полезно: как настроить ЭП для госзакупок

2. Мошенничество.

Организация, работающая по 223-ФЗ, разместила в ЕИС несколько запросов котировок. Для участия требовалось перечислить обеспечение заявки в размере 5% от НМЦК. Но с 2016 года и до сих пор эти закупки находятся в стадии «Подача заявок», то есть никаких завершающих документов опубликовано не было. Такая ситуация, во-первых, лишает поставщика нормальной возможности вернуть деньги. Во-вторых, здесь имеет место ограничение конкуренции, т. к. заключить контракт с победителем торгов невозможно.

3. Ликвидация (Решение ФАС России по делу №ВП-104/17 от 06.04.2017).

Оператор ЭТП отказывался возвращать победителю обеспечение заявки, т. к. отсутствует итоговый протокол. На момент рассмотрения жалобы заказчика ликвидировали, поэтому установить причины бездействия было невозможно. Также истек срок исполнения контракта. ФАС признала действия оператора правомерными, но выдала предписание аннулировать аукцион.

4. Технические сбои на электронной площадке.

В решении УФАС по Сахалинской области по делу №065/06/106-47/2019 от 27.03.2019 указано, что если победителя невозможно выявить в установленный срок в госзакупках, то это может свидетельствовать о технических проблемах на торговой платформе. При рассмотрении жалобы на нарушение сроков публикации исследовали письменные документы сторон. В них госзаказчик указал, что при публикации протокола на площадке возникла техническая проблема, которая выразилась в невозможности публикации протокола, после чего он обращался в службу техподдержки. Получил ответ о логической ошибке системы при формировании электронной версии протокола и присвоении нулевых значений по критериям. В итоге ошибку решили и протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок опубликовали в ЕИС. А в подтверждение заказчик на обозрение комиссии предоставил запросы и ответ об устранении ошибки.

5. Отмена закупки после проведения торгов.

После истечения срока подачи заявок заказчики отказываются от проведения закупки законно только по одной причине — форс-мажор (стихийные бедствия, военные действия, забастовки). Главное — доказать, что наступившие обстоятельства соответствуют ч. 3 ст. 401 ГК РФ.

6. Без объяснения причины (Решение ФАС России по делу №К-725/17 от 14.06.2017).

После проведения торгов покупатель разместил в ЕИС протокол проведения электронного аукциона. На момент рассмотрения жалобы заказчик не выкладывал протокол подведения итогов. До этого заказчику было вынесено предписание ФАС по делу №К-578/17 от 17.05.2017, которое он не исполнил. В связи с этим исполнение контракта стало невозможным, закупку аннулировали, а против покупателя возбудили дело об административном правонарушении.

7. Перенос даты подведения итогов.

Есть случаи, когда заказчики решает перенести дату, вместо подведения итогов. По 44-ФЗ такого права нет, а по 223-ФЗ организаторы торгов делают это. Вот пример:

Что делать, если заказчик не подвел итоги

Без подведения итогов невозможно заключить контракт и вывести деньги с ЭТП. Поставщикам рекомендуем сразу же подавать жалобу в ФАС, если заказчик просрочил этап подведения итогов по котировке, аукционе, конкурсе и др. Такие споры, как правило, решают в пользу просителей.

Заказчикам же следует внимательно отслеживать сроки публикации каждого документа. А в связи с задержкой подведения итогов с вашей стороны документ необходимо разместить в ЕИС как можно скорее. В противном случае привлекут к административной ответственности.

Последствия неподведения итогов

Основные последствиями нарушения сроков подведения итогов или невыбора победителя такие:

  1. Приостановление процедуры.
  2. Выдача предписания об устранении нарушений.
  3. Аннулирование тендера.
  4. Штрафы.

Вот пример, когда в связи с нарушением срока публикации протокола, открытый конкурс в электронном виде приостановлен (уведомление-требование по делу 065/06/106-47/2019).

А вот пример, когда комиссия УФАС выдала предписание тендера из-за того, что заказчик не подвел итоги.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ

от 6 апреля 2017 г. по делу №ВП-104/17

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Оператор электронной площадки в письменном возражении не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

И еще пример постановления о назначении штрафа в 5 000 рублей за непубликацию итогового протокола.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2018 г. №18/44/105/433/АК1108-18

О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Я, должностное лицо ФАС России, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного протоколом от 18.10.2018 по делу №18/44/105/433/АК1108-18 в отношении Л., по признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

установил:

Заказчиком проведена закупка (далее — Закупка). В нарушение части 12 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) Заказчиком не размещен в единой информационной системе (далее — ЕИС) протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке от 04.05.2018 в установленный Законом о контрактной системе срок.

А в связи с нарушением срока публикации протокола, конкурс с ограниченным участием в электронном виде приостановлен, штрафуют заказчиков и аннулируют процедуру.