Казначейское сопровождение госконтрактов в 2023 году
Казначейское сопровождение выражается в усиленном контроле за использованием целевых бюджетных средств. Проверяют и заказчиков, и поставщиков, но не всех и не всегда.
Какие контракты сопровождает Казначейство
Федеральное казначейство сопровождает различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Вот в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ в 2022 году обязательно — если контракт заключают на целевые средства. КС распространяется:
- на субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям;
- взносы в уставные капиталы и вклады в имущество юридических лиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансирование по контрактам на сумму от 100 000 000 рублей и более, заключенным получателями субсидий;
- авансовые платежи по контрактам, которые заключили для выполнения условия о предоставлении субсидий;
- средства, направляемые организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных правительством РФ.
Правительство разработало правила казначейского сопровождения в 2022 году, их утвердили в Постановлении Правительства № 2024 от 24.11.2021. Этот норматив обновляют ежегодно, после публикации закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. Изменения на 2023 год внесли Постановлением Правительства № 2301 от 14.12.2022.
Казначейство проверяет и сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется за счет целевых средств. Информация о банковском и казначейском сопровождении включается в извещение и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.
По нормативным правилам, участники казначейского сопровождения — это юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и физические лица, которые производят товары, работы, услуги. Для получения целевых средств эти учреждения обязаны открыть в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК) специальные казначейские счета лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. На этих счетах отражаются операции по поступлению и списанию целевых денег.
Движения денежных средств на лицевых расчетных счетах производятся только после санкционирования операций специалистами ТОФК. В госконтракты, заключенные на целевые деньги, вносится специальный пункт о запрете их перечисления на счета, открытые участнику КС в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях. Все условия и ограничения, которые надо учесть в контракте, прописаны в Бюджетном кодексе — в п. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ, ПП РФ № 2024 и других нормативах. Казначейское сопровождение осуществляется по госконтрактам, которые заключены с применением обеспечения обязательств от Федерального казначейства.
Территориальные отделы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71 (письмо ФК № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019). Единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения предназначен для учета операций лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Аналитические разделы открываются в разрезе каждого государственного или муниципального контракта. Лицевой счет открывают для головных исполнителей на получение платы за поставку товаров, работ или услуг и для юридических лиц, получающих финансирование из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
Когда сопровождают госконтракты в 2023 году
Общие требования к порядку осуществления финансовыми органами КС закреплены в Постановлении Правительства № 2155 от 01.12.2021. Сам порядок, как работать с Казначейством для новичков, на 2023 год прописали в ПП РФ № 2024 от 24.11.2021.
Не путайте казначейское сопровождение и обслуживание. По сути, казначейское обслуживание — это все операции, которые проводят органы Казначейства для клиентов. К таким операциям относятся доведение финансирования, регистрация контрактов и бюджетных обязательств, проведение платежей. А сопровождение — это контроль над операциями с целевыми средствами. КС подлежат такие целевые средства:
- субсидии и бюджетные инвестиции юрлицам;
- субсидии бюджетным и автономным учреждениям;
- взносы в уставные капиталы юрлиц из субсидий и бюджетных инвестиций.
Кроме того, в соответствии со ст. 5 466-ФЗ и ст. 242.25 БК, необходимо сопровождать:
- субсидии и бюджетные инвестиции юрлицам (ст. 80 БК РФ);
- взносы в уставные и складочные капиталы юридических лиц, профинансированные из субсидии и бюджетных инвестиций;
- авансовые платежи по госконтрактам о поставке товаров, работ, услуг, которые заключили получатели субсидий и бюджетных инвестиций и получатели взносов в уставные капиталы с исполнителями по контрактам с финансированием из средств субсидии, бюджетных инвестиций и взносов в уставный капитал;
- авансовые платежи по госконтрактам на поставку товаров, работ, услуг (за исключением контрактов по гособоронзаказу) на сумму 100 000 000,00 рублей и больше;
- авансы по контрактам на поставку товаров, работ, услуг на сумму 100 000 000,00 рублей и больше федеральными бюджетными и автономными учреждениями, у которых открыты лицевые счета в ТОФК, а источник финансирования по таким договорам — субсидии по абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ;
- расчеты по госконтрактам по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ и другим, в соответствии с федзаконами о реализации 44-ФЗ на сумму от 3 000 000,00 рублей, и расчеты по контрактам, которые заключили для исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 000 000,00 рублей;
- расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму от 3 000 000,00 рублей и расчеты по контрактам и договорам, которые заключили для исполнения этих контрактов на сумму от 3 000 000,00 рублей;
- авансовые платежи по контрактам и договорам на поставку товаров, работ, услуг, которые заключили исполнители и соисполнители для исполнения указанных госконтрактов;
- деньги, которые получают из бюджета юридические лица и индивидуальные предприниматели по решению российского правительства.
Средства, указанные в ст. 242.27 БК РФ, Казначейством не сопровождаются.
Что контролирует Казначейство
Запомните, что такое казначейское сопровождение, — это, простыми словами, дополнительный контроль со стороны ФК над контрактами и платежами, которые проводятся за счет целевых средств. КС означает обязанность получателей крупных сумм денег из бюджета открыть счета в Федеральном казначействе. Механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых осуществляется с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Такие деньги и называют целевыми средствами.
В некоторых случаях, помимо контроля, понадобится и казначейское обеспечение обязательств — при перечислении денег в пределах лимитов, выделенных на оплату фактически поставленных товаров, работ, услуг. Такие ситуации предусмотрены в ч. 8, 9 ст. 5 390-ФЗ. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности, и контрактов, которые заключаются в рамках их исполнения.
Казначейское обеспечение обязательств осуществляется для субсидий, выделяемых по распоряжению правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос», «Росатом». Окончательная оплата через Казначейство проводится следующим образом: средства для платежа по обязательствам юрлиц перечисляются только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы работать с казначейским обеспечением обязательств без ошибок.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Каков общий порядок казначейского сопровождения
Казначейство сопровождает соглашения заказчиков в строгом порядке. Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.
Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги. В 2023 году 71 лицевые счета обязательны не для всех поставщиков: по многим госконтрактам с КС разрешили прямые расчеты.
Чтобы израсходовать деньги с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура. По правилам, если контракт подлежит казначейскому сопровождению, за сколько дней до приемки заказчик должен направить в территориальный орган Казначейства уведомление о дате ее проведения, определяет территориальный отдел ФК и отдельно уведомляет об этом заказчика. Без проверки документов и факта приемки казначей не проведет санкционирование.
Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):
- открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
- предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
- предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).
В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта. По ИГК ведомство полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам.
Для чего нужен идентификатор госконтрактов
Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется на протяжении действия договора. Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других платежно-расчетных документах.
Как проводят казначейское сопровождение в гособоронзаказе
Контроль и казначейское сопровождение ГОЗ является обязательным. У всех заказчиков и исполнителей ГОЗ ведется работа с Казначейством по оборонным госконтрактам.
Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями. Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны.
Общие правила казначейского сопровождения гособоронзаказа в 2023 году таковы: ТОФК сопровождает госконтракты по ГОЗ (с исполнителями) и соглашения, которые заключают для исполнения основного контракта по государственному оборонному заказу (с соисполнителями). Все денежные операции проводятся на специальных счетах. Но необходимо учитывать ограничения по суммам, начиная с которых обязательно КС — они прописаны в ст. 5 466-ФЗ.
Каждому госконтракту присваивают уникальный идентификатор (ИГК). Его указывают в платежных и расчетных документах. Все операции проводятся после санкционирования расходов ТОФК. При открытии лицевого счета ФК проводит проверку головного исполнителя или исполнителя в течение двух рабочих дней. Если проверка прошла успешно, орган открывает лицевой счет, если нет — приостанавливает открытие. Информация об этой процедуре передается в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Для участников КС по гособоронзаказу действует режим лицевого счета, который подразумевает проведение финансовых операций по ИГК. Правила пользования целевыми деньгами, санкционирования расходов и приостановления операций по ГОЗ не изменились.
Еще по теме: