Как поддерживают подрядчиков в строительной сфере

Если при исполнении строительного контракта возникли обстоятельства, из-за которых его нельзя осуществить, то в 2024 году ряд его условий можно изменить. Например, допустимо скорректировать размер аванса или увеличить его цену. При этом объем и (или) виды работ остаются прежними.

Содержание

Общие меры государственной поддержки для подрядчиков

Правительством РФ принят ряд законодательных актов, содержащих федеральные меры поддержки строительной отрасли в 2023 году.

Подробнее:

Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 установило порядок и случаи изменения существенных условий контракта. Допускаются следующие изменения существенных условий:

  • продление срока исполнения договора;
  • объем и (или) виды выполняемых работ;
  • замена строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы;
  • наименование, состав, объем и виды работ;
  • цены отдельного этапа;
  • установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
  • порядок приемки и оплаты отдельных этапов, результатов выполненных работ;
  • увеличение цены без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы;
  • порядок перечисления средств по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения основного контракта, с лицевых счетов, открытых заказчикам в ТОФК, на расчетные счета исполнителей в кредитных организациях.
ВАЖНО!
Указанные изменения существенных условий допускаются в 2023 году по взаимной договоренности сторон и только при возникновении в ходе исполнения контракта не зависящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.

Приказ Минстроя 500/пр от 21.07.2021 вносит изменения в методику составления сметы. После изменений подрядчик получил право изменять цену Комплексного контракта. Возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства ПП № 1315 не предусмотрена.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы закупить строительные работы без ошибок и нарушений.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

Обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов оформляется в письменной форме в виде расчета. В случае увеличения общей стоимости работ по смете не более чем на 30 процентов в связи с ростом стоимости строительных ресурсов, внесение изменений в смету осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом № 500/пр. Удорожание строительных материалов в 2023 по приказу 500 подтверждается следующими документами:

  • на дату заключения договора: коммерческие предложения, прайс-листы, данные торговых площадок, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, договоры поставки, заключенные до существенного возрастания стоимости, данные бухгалтерской отчетности и иные документы;
  • на дату проведения расчета: коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, заключенные для исполнения иных контрактов, данные торговых площадок и иные документы.

Необходимо представить не менее 3 (трех) обосновывающих документов. По результатам расчета определяется разница между изначальной ценой и ценой, актуальной на момент составления расчета.

Обратите внимание, что сроки оплаты контрактов Министерством строительства за 2023 год — не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Указанная норма содержится в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.

Меры поддержки в стройконтрактах «под ключ»

Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ установлена возможность до 1 января 2024 года заключать госконтракты «под ключ», кроме того, вносятся такие изменения в Закон № 44-ФЗ:

  • сокращаются сроки оплаты выполненной работы (ее этапов) до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
  • установлены случаи, при которых к участникам закупок заказчики применяют обязательное требование об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • продлен до 31 декабря 2024 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особый порядок выбора способа определения подрядчика в целях осуществления закупок оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по содержанию автомобильных дорог.

Возможность заключать строительные контракты «под ключ» предусмотрена ч. 56 ст. 112 44-ФЗ. Изменение существенных условий контракта при повышении цен на капитальный ремонт в 2023 году допускается по соглашению сторон. Если при исполнении контракта его цена превышает сметную стоимость строительства, то цена должна быть уменьшена с учетом такой сметной стоимости. В ч. 70 ст. 112 44-ФЗ предусмотрено, что в 2021 - 2023 годах изменение существенных условий распространяется на договоры, заключенные сроком до одного года. Это происходит в порядке и случаях, которые прописаны в постановлении правительства 1315 от 09.08.2021.

Вот так выглядит дополнительное соглашение об изменении цены контракта:

И смета к нему

Принятие органами власти подзаконных актов, связанных с реализацией антикризисных мер, направлено на повышение эффективности расходования бюджетных средств и на повышение эффективности труда при производстве строительно-монтажных работ в 2023 году.

Авансирование в строительных контрактах

Постановление Правительства РФ № 505 от 29 марта 2022 г. вводит еще одну важную меру поддержки — возможность увеличения авансирования работ. Данная мера действует как при проведении закупочных процедур, так и распространяется на уже заключенные договоры.

Возможность увеличения авансирования предоставляется заказчику в следующих размерах:

  1. От 50 до 90 процентов суммы договора при его казначейском сопровождении.
  2. До 50 процентов суммы договора, если казначейское сопровождение не предусмотрено.
ВАЖНО!
Если исполнение договора осуществляется в 2023 году и последующих годах и соответствующих лимитов бюджетных обязательств недостаточно для выплаты авансового платежа в текущем финансовом году, то в договоре предусматривается условие о выплате части такого авансового платежа в оставшемся размере не позднее 1 февраля очередного финансового года.

Предусмотренная законодательством возможность увеличения авансирования и повышения цены по госконтрактам на ремонт объектов позволяеют сторонам более эффективно осуществлять взаимодействие в рамках закупочных процедур.

28 апреля 2022 года Минфин РФ опубликовал письмо № 09-01-09/39495, в котором разобрал 10 наиболее часто задаваемых вопросов, связанных с применением ПП РФ № 505. В письме рассматриваются такие вопросы, как:

  • является ли увеличение авансирования правом или обязанностью заказчика;
  • могут ли устанавливаться в заключенных до 30 марта 2022 года договорах авансовые платежи, которые при их заключении предусмотрены не были;
  • распространяется ли действие положений постановления № 505 на осуществление закупок у единственного поставщика и т.д.

Дополнительное соглашение об изменении размера аванса выглядит так:

Меры поддержки в офсетных контрактах на строительство

Офсетный контракт — государственный контракт со встречными инвестиционными обязательствами. Он заключается государственным заказчиком от имени региона и предусматривает гарантированный долгосрочный заказ (до 10 лет), под который поставщик создает в регионе производство этого товара. Инвестор в период действия контракта получает право выступать единственным поставщиком производимого им товара для других заказчиков на территории региона.

Понятие офсетного контракта дается в ст. 111.4 44-ФЗ. Федеральным законом от 28.06.2022 № 231-ФЗ были внесены изменения в положения об инвест. договоре на строительство в 2023 году. Документ упрощает требования для заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами, поможет в условиях импортозамещения создать как новое производство, так и рабочие места, что впоследствии даст толчок для экономического роста регионов.

Снижается минимальный объем инвестиций для заключения такого контракта с 1 миллиарда до 100 миллионов рублей. Это позволит сделать механизм офсетных контрактов более доступным для инвесторов, в том числе для малого и среднего бизнеса. Инвестор сможет заключить офсетный контракт сразу с несколькими регионами: появляется возможность проведения совместных межрегиональных закупок для заключения таких контрактов. Минимальный размер инвестиций для заключения таких контрактов снижается до 400 миллионов рублей, а для ближайших двух лет — 100 миллионов.

Меры поддержки для подрядчиков на ремонт МКД

Привлечение подрядных организаций к капремонту общего имущества МКД осуществляется, помимо 44-ФЗ, на основании Гражданского кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.

Постановление подробно описывает порядок и процедуру проведения такой закупки. В том числе речь идет о том, можно ли использовать постановление об увеличении стоимости договора после 1 января 2022 года по 615 ПП — можно. Этот вопрос так урегулирован постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1667:

  • до 1 января 2023 г. в договор об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов, по соглашению сторон вносятся изменения в части увеличения цены договора;

  • до 1 января 2023 г. по соглашению сторон допускается изменение существенных условий договора в части исключения видов услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, изменения стоимости таких услуг, сроков их выполнения, оплаты и соответствующего изменения цены договора, если при исполнении такого договора возникли не зависящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Юрист с 20-ти летнем стажем. С 2020 года занимаюсь госзакупками по 44-ФЗ со стороны поставщика. Работаю в строительной сфере, поэтому накопил большой опыт именно в таких закупках.