Как поддерживают подрядчиков в строительной сфере
Если при исполнении строительного контракта возникли обстоятельства, из-за которых его нельзя осуществить, то в 2024 году ряд его условий можно изменить. Например, допустимо скорректировать размер аванса или увеличить его цену. При этом объем и (или) виды работ остаются прежними.
Скачать постановление Правительства РФ № 680 от 16.04.2022 из КонсультантПлюс |
Скачать постановление Правительства РФ № 505 от 29.03.2022 из КонсультантПлюс |
Скачать приказ Минстроя № 500/пр от 21.07.2021 из КонсультантПлюс |
Скачать постановление Правительства РФ № 1315 от 09.08.2021 из КонсультантПлюс |
Скачать постановление Правительства РФ № 1186 от 19.12.2013 из КонсультантПлюс |
Скачать постановление Правительства РФ № 1344 от 28.07.2022 из КонсультантПлюс |
Скачать письмо Минстроя № 7797-ИФ/09 от 01.03.2022 из КонсультантПлюс |
Скачать постановление Правительства РФ № 615 от 01.07.2016 из КонсультантПлюс |
Скачать постановление Правительства РФ № 1667 от 30.09.2021 из КонсультантПлюс |
Общие меры государственной поддержки для подрядчиков
Правительством РФ принят ряд законодательных актов, содержащих федеральные меры поддержки строительной отрасли в 2023 году.
Подробнее:
- новые основания для изменения существенных условий: антикризисные меры;
- изменение цен по строительным госконтрактам: важные разъяснения Минстроя;
- минфин разъяснил нюансы изменения контрактов, заключения сделок с едпоставщиком и авансирования в условиях санкций.
Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 установило порядок и случаи изменения существенных условий контракта. Допускаются следующие изменения существенных условий:
- продление срока исполнения договора;
- объем и (или) виды выполняемых работ;
- замена строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы;
- наименование, состав, объем и виды работ;
- цены отдельного этапа;
- установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
- порядок приемки и оплаты отдельных этапов, результатов выполненных работ;
- увеличение цены без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы;
- порядок перечисления средств по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения основного контракта, с лицевых счетов, открытых заказчикам в ТОФК, на расчетные счета исполнителей в кредитных организациях.
Приказ Минстроя 500/пр от 21.07.2021 вносит изменения в методику составления сметы. После изменений подрядчик получил право изменять цену Комплексного контракта. Возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства ПП № 1315 не предусмотрена.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы закупить строительные работы без ошибок и нарушений.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов оформляется в письменной форме в виде расчета. В случае увеличения общей стоимости работ по смете не более чем на 30 процентов в связи с ростом стоимости строительных ресурсов, внесение изменений в смету осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом № 500/пр. Удорожание строительных материалов в 2023 по приказу 500 подтверждается следующими документами:
- на дату заключения договора: коммерческие предложения, прайс-листы, данные торговых площадок, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, договоры поставки, заключенные до существенного возрастания стоимости, данные бухгалтерской отчетности и иные документы;
- на дату проведения расчета: коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, заключенные для исполнения иных контрактов, данные торговых площадок и иные документы.
Необходимо представить не менее 3 (трех) обосновывающих документов. По результатам расчета определяется разница между изначальной ценой и ценой, актуальной на момент составления расчета.
Обратите внимание, что сроки оплаты контрактов Министерством строительства за 2023 год — не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Указанная норма содержится в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.
Меры поддержки в стройконтрактах «под ключ»
Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ установлена возможность до 1 января 2024 года заключать госконтракты «под ключ», кроме того, вносятся такие изменения в Закон № 44-ФЗ:
- сокращаются сроки оплаты выполненной работы (ее этапов) до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
- установлены случаи, при которых к участникам закупок заказчики применяют обязательное требование об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- продлен до 31 декабря 2024 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особый порядок выбора способа определения подрядчика в целях осуществления закупок оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по содержанию автомобильных дорог.
Возможность заключать строительные контракты «под ключ» предусмотрена ч. 56 ст. 112 44-ФЗ. Изменение существенных условий контракта при повышении цен на капитальный ремонт в 2023 году допускается по соглашению сторон. Если при исполнении контракта его цена превышает сметную стоимость строительства, то цена должна быть уменьшена с учетом такой сметной стоимости. В ч. 70 ст. 112 44-ФЗ предусмотрено, что в 2021 - 2023 годах изменение существенных условий распространяется на договоры, заключенные сроком до одного года. Это происходит в порядке и случаях, которые прописаны в постановлении правительства 1315 от 09.08.2021.
Вот так выглядит дополнительное соглашение об изменении цены контракта:
И смета к нему
Принятие органами власти подзаконных актов, связанных с реализацией антикризисных мер, направлено на повышение эффективности расходования бюджетных средств и на повышение эффективности труда при производстве строительно-монтажных работ в 2023 году.
Авансирование в строительных контрактах
Постановление Правительства РФ № 505 от 29 марта 2022 г. вводит еще одну важную меру поддержки — возможность увеличения авансирования работ. Данная мера действует как при проведении закупочных процедур, так и распространяется на уже заключенные договоры.
Возможность увеличения авансирования предоставляется заказчику в следующих размерах:
- От 50 до 90 процентов суммы договора при его казначейском сопровождении.
- До 50 процентов суммы договора, если казначейское сопровождение не предусмотрено.
Предусмотренная законодательством возможность увеличения авансирования и повышения цены по госконтрактам на ремонт объектов позволяеют сторонам более эффективно осуществлять взаимодействие в рамках закупочных процедур.
28 апреля 2022 года Минфин РФ опубликовал письмо № 09-01-09/39495, в котором разобрал 10 наиболее часто задаваемых вопросов, связанных с применением ПП РФ № 505. В письме рассматриваются такие вопросы, как:
- является ли увеличение авансирования правом или обязанностью заказчика;
- могут ли устанавливаться в заключенных до 30 марта 2022 года договорах авансовые платежи, которые при их заключении предусмотрены не были;
- распространяется ли действие положений постановления № 505 на осуществление закупок у единственного поставщика и т.д.
Дополнительное соглашение об изменении размера аванса выглядит так:
Меры поддержки в офсетных контрактах на строительство
Офсетный контракт — государственный контракт со встречными инвестиционными обязательствами. Он заключается государственным заказчиком от имени региона и предусматривает гарантированный долгосрочный заказ (до 10 лет), под который поставщик создает в регионе производство этого товара. Инвестор в период действия контракта получает право выступать единственным поставщиком производимого им товара для других заказчиков на территории региона.
Понятие офсетного контракта дается в ст. 111.4 44-ФЗ. Федеральным законом от 28.06.2022 № 231-ФЗ были внесены изменения в положения об инвест. договоре на строительство в 2023 году. Документ упрощает требования для заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами, поможет в условиях импортозамещения создать как новое производство, так и рабочие места, что впоследствии даст толчок для экономического роста регионов.
Снижается минимальный объем инвестиций для заключения такого контракта с 1 миллиарда до 100 миллионов рублей. Это позволит сделать механизм офсетных контрактов более доступным для инвесторов, в том числе для малого и среднего бизнеса. Инвестор сможет заключить офсетный контракт сразу с несколькими регионами: появляется возможность проведения совместных межрегиональных закупок для заключения таких контрактов. Минимальный размер инвестиций для заключения таких контрактов снижается до 400 миллионов рублей, а для ближайших двух лет — 100 миллионов.
Меры поддержки для подрядчиков на ремонт МКД
Привлечение подрядных организаций к капремонту общего имущества МКД осуществляется, помимо 44-ФЗ, на основании Гражданского кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.
Постановление подробно описывает порядок и процедуру проведения такой закупки. В том числе речь идет о том, можно ли использовать постановление об увеличении стоимости договора после 1 января 2022 года по 615 ПП — можно. Этот вопрос так урегулирован постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1667:
-
до 1 января 2023 г. в договор об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов, по соглашению сторон вносятся изменения в части увеличения цены договора;
-
до 1 января 2023 г. по соглашению сторон допускается изменение существенных условий договора в части исключения видов услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, изменения стоимости таких услуг, сроков их выполнения, оплаты и соответствующего изменения цены договора, если при исполнении такого договора возникли не зависящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.