Как правильно принять продукты питания по 44-ФЗ
Какие правила действуют при получении заказчиком продовольствия? Как выявить некачественный и недопоставленный товар? Давайте разберемся, как осуществляется приемка продуктов питания на производстве в 2024 году.
Как принять продукты питания по 44-ФЗ
Передача прав на продовольственные товары и результаты услуг по организации питания производится заказчиком согласно правилам и срокам, указанным в государственном контракте (ч. 7 ст. 94 № 44-ФЗ).
Можно выделить следующие этапы в организации приемки и выдачи продовольствия на склад в рамках 44-ФЗ:
- Сверка между товарной накладной и заявкой заказчика.
- Контроль наличия и корректности документов, подтверждающих качество и безопасность продукции.
- Проверка количества поставленного товара согласно товарной накладной.
- Контроль сохранности упаковки, условий перевозки, срока годности и качества товара.
Данный процесс осуществляет как один представитель заказчика, так и приемочная комиссия (например, комиссия по приемке продуктов питания в ДОУ), состоящая из 5 и более человек (ч. 6 ст. 94 № 44-ФЗ).
Какие документы требуются для приемки продуктов питания по 44-ФЗ
При приемке проверяется наличие товаросопроводительных документов (УПД, счета-фактуры, товарных накладных и т.д.), документов, подтверждающих качество товара:
- декларация о соответствии;
- свидетельство о государственной регистрации (для специализированной пищевой продукции, в том числе для продукции детского питания);
- ветеринарная справка ст. 21, 30 ТР ТС 021/2011.
По документам проверяется страна происхождения, масса поставляемой продукции, перечень. По итогам анализа товаросопроводительных документов заказчик вправе отказаться от приемки продуктов питания.
Как правильно составить акт по приемке продуктов по 44-ФЗ
По результатам рассматриваемых действий стороны составляют и подписывают документ о приемке (акт) либо поставщику направляют письменный мотивированный отказ от его подписания.
Заказчиком при приемке и оформлении первичной документации при приемке продовольствия на склад или со склада по ФЗ-44 отражаются все несоответствия, допущенные при поставке продуктов или оказании услуг по организации питания. Подпись сторон сделки на акте подтверждает переход прав на товары или результаты оказания услуги. Важно грамотно составить этот документ, так как после его подписания вся ответственность за качество и сохранность продукции ложится на покупателя.
Может пригодиться: как оформить декларацию на продукты питания в закупках
Образец акта приемки продуктов питания по 44-ФЗ
Строгой формы акта не установлено, можете использовать наш образец.
Как правильно провести экспертизу продуктов питания по 44-ФЗ
В рамках одного контракта поставка продовольствия (организация питания) может происходить ежедневно. Закон № 44 обязывает заказчика проводить экспертизу при каждой приемке (ч. 3 ст. 94), то есть тоже каждый день.
Для этой цели покупатель имеет право ограничиться своими силами либо привлечь независимых экспертов или экспертные организации. С последними заключается контракт по нормам 44-ФЗ. Причем свой выбор заказчик фиксирует в тексте контракта.
Если покупатель проводит проверку самостоятельно, то оформлять ее итоги отдельным документом не требуется. Здесь достаточно подписи на накладной и акте приемки.
Результатом экспертизы становится решение о приемке, когда продукты (меню, готовые блюда) соответствуют всем требованиям и условиям контракта, либо отказ от нее. В последнем случае составляется рекламационный акт с перечнем выявленных замечаний и сроками их устранения, который направляют поставщику. Исполнитель обязан устранить все недочеты в указанные в акте сроки и снова предоставить продукцию для проверки.
Помимо контроля продукции, заказчик проверяет следующее:
- Сроки годности.
- Работников.
- Транспортные средства.
Показатели первого пункта необходимо контролировать при каждой поставке. Продукция должна соответствовать остаточному сроку годности, указанному в контракте, — например, 80 %. Так, продукт, который используется в течение 10 дней, поставляется не позднее чем на вторые сутки после его изготовления.
Экспертиза по второму пункту включает проверку наличия у работников поставщика, которые непосредственно контактируют с продуктами (перевозка, разгрузка, хранение, приготовление и т. д.), действующих медицинских книжек, в которых поставлена отметка с голографическим знаком об аттестации по профессиональной гигиенической подготовке. Также в них должна быть запись о прохождении периодических медосмотров. Лица с инфекционными заболеваниями и подозрениями на них к подобной работе не допускаются (Приказ Минздрава № 229 от 29.06.2000).
В отношении третьего пункта заказчик выясняет, располагает ли транспорт условиями для перевозки различных видов продовольствия, которые устанавливает изготовитель (охлаждаемый или изотермический). Исходя из личного опыта, скажу, что заказчик зачастую пренебрегает этими требованиями, что может привести к снижению срока годности или поставки некачественного товара. Здесь стоит обратить внимание на соблюдение правил товарного соседства, конструкцию грузовых отделов, которая должна защищать товар от загрязнений и вредителей, чистоту внутри кузова.
Читайте также:
Часто встречающиеся вопросы по поставке продуктов по 44-ФЗ
-
Можно ли закупить продукты питания через электронные магазины по 44-ФЗ?
Да, закон это не запрещает. Закупки через магазины, как отмечают заказчики, быстрые и удобные, когда приобретается небольшая партия продуктов.
-
Можно ли включить поставщика в РНП за некачественно поставленные продукты?
В случае ненадлежащего исполнения контракта по 44-ФЗ, подтвержденного документально (неоднократный срыв сроков, поставка продуктов с истекшим сроком годности, недопоставка и т.д.), заказчик принимает решение о расторжении контракта в одностороннем порядке и направляет документы в ФАС. Решение о включении в РНП принимает ФАС с учетом всех обстоятельств и документов.
-
Обязательно ли подписывать акты о приемке продуктов питания в ЕИС по 44-ФЗ?
Да, все акты о приемке необходимо подписать в ЕИС.