Что такое закупки малого объема, и как в них участвовать
Если заказчику нужно провести закупку на небольшой объем и в короткие сроки — осуществляем так называемую закупку малого объема. Разбираемся, что это такое и как в ней участвовать.
Что такое закупки малого объема
Покупки с малым объемом — это процедура, которая проводится на электронных площадках с быстрым заключением контракта до 5 дней.
Лимит финансирования на покупки малого объема:
- 600 000 руб., в случае если годовой объем всех предполагаемых тендеров не превышает 2 млн руб. или 10 % от всех покупок. Предельный лимит — 50 млн. Исключением являются процедуры для сельских поселений, при этом стоимость заключенного контракта — не выше 600 000 руб. (ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ) — тендеры малого объема.
- 5 млн рублей для торгов, которые проводятся на федеральных аккредитованных площадках при соблюдении ограничений по сумме (600 000 с годовым и процентным ограничением, указанным выше), лимит 100 млн рублей в год — покупки товара «с полки».
Советуем прочитать: как проводить закупки малого объема до 5 млн рублей
Кто вправе участвовать в закупках малого объема
В закупках малого объема может участвовать лицо любой организационно-правовой формы, включая индивидуальных предпринимателей и физлиц.
Условия для участия:
- наличие электронной квалифицированной подписи;
- регистрация и аккредитация в ЕИС;
- регистрация на площадке закупок.
Поставщик на ЭТП может оформить свою витрину с предложением товара, условием поставок и ценовым предложением.
В каждой конкретной закупке заказчик вправе установить требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам): например, ненахождение в реестре недобросовестных поставщиков, наличие СРО или лицензии и т.д.
Кроме того, отдельные закупки проводятся по решению заказчика только среди субъектов малого предпринимательства.
Преимущества закупок малого объема
Закупки набирают себе большую популярность у заказчиков за счет:
- простоты в проведении процедуры в отличие от конкурсов, аукционов, запросов котировок;
- один этап тендера вместо многоступенчатой процедуры обычных торгов;
- сокращенных сроков в заключении контракта, что удобно при наличии срочной потребности в товаре или услуге;
- экономия для участников в предоставлении обеспечения исполнения, достаточно 5 %;
- понятность выбора участника для заказчика, возможность выбора товара с витрины площадки (предложения поставщиков в виде оферты);
- не рассматриваются аналоги товара;
- простота в подготовке документов, не требуются извещение о проведении торгов, конкурсная документация;
- простота регистрации поставщика на площадке, достаточно пары кликов, и разрешено участвовать в покупках.
Риски, связанные с закупками малого объема
Несмотря на кажущуюся простоту и безопасность закупок малого объема, остановимся на рисках, которые связаны с проведением такого вида тендеров.
- Победитель отказывается от подписания контракта — удержится только денежное обеспечение с уклониста. Направление документов для включения в реестр требований кредиторов по таким тендерам не предусмотрено.
- В случае поставки товара ненадлежащего качества заказчик самостоятельно применяет санкции, предусмотренные контрактом, открытой информации по ненадлежащему исполнению обязательств по закупке малого объема нормативно и технологически не предусмотрено.
- Отсутствие необходимости подтверждать свой опыт по аналогичным торгам: возможно приобрести «кота в мешке» или заключить контракт с недобросовестным поставщиком.
- Забыть про особенности участия в закупках малого объема и превысить лимит по покупке.
В каждой конкретной закупке появляются и иные подводные камни, про которые стоит подумать заказчику перед выбором способа закупки.
Как проводятся закупки малого объема
Сами закупки можно посмотреть на ЭТП размещения закупки:
Тендер по покупкам малого объема проходит несколько этапов.
Этап 1. Публикация извещения
В извещении прописываются характеристики закупаемого товара с применением КТРУ, требуемое количество, сроки, место поставки. В состав извещения входит проект контракта. Извещение публикуется в ЕИС. Информация о закупках дублируется на ЭТП.
Этап 2. Формирование предварительных предложений
Участник закупки через электронную торговую площадку формирует заявку на участие — предварительное предложение о товаре, в котором указывает характеристики предлагаемого товара, страну происхождения, количество и сроки поставки. Подавая заявку, участник соглашается с условиями контракта.
Прописываются: цена, срок поставки, характеристики товара и иные существенные условия.
Предложение по товару должно полностью соответствовать требованиям заказчика, рекомендуется при формировании предложения учитывать данные из спецификации закупки.
Этап 3. Отбор предложений
Оператор ЭТП, исходя их предложений участников, выбирает 5 наилучших, присваивает номера в порядке ранжирования в зависимости от цены и совпадения по требованиям заказчика и направляет заказчику.
Этап 4. Принятие решения
Не позднее следующего рабочего дня после того, как заказчик получил предварительные предложения, выбирается победитель. Участник, чье предварительное предложение соответствует требованиям извещения и характеристикам товара, является минимальным по цене, получает 1 порядковый номер. Протокол публикуется на ЭТП.
Этап 5. Заключение контракта
После принятия решения заказчик в течение 1 рабочего дня направляет заполненный проект контракта победителю. Срок для подписания проекта контракта у победителя — 1 рабочий день со дня его получения. Затем контракт подписывает заказчик.
Особенностью закупки является отсутствие возможности для внесения в него изменения протоколом разногласий.
На отдельных площадках предусмотрена возможность просмотреть сроки направления договора и его подписание.
Подробнее: как работать с порталами закупок малого объема
Часто задаваемые вопросы об участии в закупках малого объема
-
Какое наказание грозит заказчику за проведение покупки на объем, превышающий установленный нормативный лимит?
Правонарушение грозит административным штрафом на должностных лиц в размере 30 000 руб. по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
-
Какие документы обязательно стоит прикрепить к тендеру заказчику?
Обязательный перечень документов: обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта, техническое задание.