Что такое удостоверяющие центры, какие они есть и чем занимаются
Для получения электронной подписи необходимо обратиться в удостоверяющий центр. Разбираемся, какие организации являются удостоверяющими центрами и чем они различаются.
Что такое удостоверяющий центр
Удостоверяющий центр (УЦ) — это организация, которая отвечает за создание и управление электронными подписями в соответствии с 63-ФЗ «Об электронной подписи». Простыми словами, УЦ можно представить как некоего «доверенного посредника», который помогает удостоверить личность человека или компании в интернете.
Таких УЦ много, их легко найти по ключевым фразам в поисковых системах. Организации имеют офисы во многих регионах, а некоторые виды электронной подписи можете получить удаленно.
Когда вы хотите получить электронную подпись, то обращаетесь в удостоверяющий центр. Он проверяет вашу личность, собирает документы и, если всё в порядке, выдает сертификат, который и является основой электронной подписи. Этот сертификат подтверждает, что именно вы подписали документ или сообщение, и обеспечивает его юридическую силу.
Таким образом, УЦ гарантирует безопасность и доверие в цифровом документообороте, помогая предотвратить подделку бумаг и обеспечить защиту информации.
Зачем нужны удостоверяющие центры, и чем они занимаются
Они играют ключевую роль в обеспечении безопасности и доверия в цифровой среде. Вот функции, которые выполняют УЦ:
- Предоставляют возможность получения электронной подписи, которая используется для проверки подписанта.
- Перед тем как выдать ЭП, проводит тщательную проверку личности пользователя. Если ЭП выдают на руководителей юрлиц, то проводят проверку организации.
- УЦ не только выдает сертификаты, но и управляет ими. Это включает в себя их обновление, аннулирование (в случае потери или компрометации) и обновление, что обеспечивает актуальность и безопасность использования электронных подписей.
- УЦ используют продвинутые технологии шифрования для защиты данных и носителей. Это помогает предотвратить несанкционированный доступ и злоупотребления.
- Ведут реестры выданных и действующих сертификатов.
- Проверяют уникальность ключей проверки ЭП в реестре сертификатов электронных подписей.
Виды удостоверяющих центров
Существуют государственные и частные УЦ. Их деятельность схожа, рассмотрим подробнее.
Государственные УЦ
Согласно изменениям, с 1 января 2022 года отдельные категории граждан получают ЭП только в государственных УЦ. К ним относят ФНС, ЦБ и Казначейство. Ранее любую ЭП делали в коммерческих УЦ.
В рамках УЦ ФНС ЭП получают представители юрлиц, действующие без доверенности, — директор, управляющий, а также индивидуальные предприниматели, нотариусы. Обычные сотрудники компаний (например, бухгалтер) и физлица получают ЭП в коммерческих УЦ.
В Казначействе ЭП выдаются для служащих госорганов, сотрудников местного самоуправления и организаций, находящихся под их контролем.
Центральный банк выдает ЭП кредитным учреждениям, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью, упомянутой в части 1 статьи 76.1 Федерального закона № 86 от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации».
В государственном УЦ ЭП выдают бесплатно, понадобится только токен (носитель).
Коммерческие УЦ
В отличие от государственных УЦ, коммерческие выдают ЭП как сотрудникам компаний, так и физическим лицам. Они предназначены для корпоративного использования, участия в тендерах и взаимодействия с госорганами.
ЭП выдают платно, стоимость зависит от вида ЭП и срока ее действия.
Какие виды ЭП и в каких УЦ можно получить
ФЗ № 63 предусматривает 3 вида ЭП:
- простая электронная подпись (ПЭП);
- усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП или НЭП);
- усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП или КЭП).
Наиболее распространен тип ПЭП — это комбинация логина и пароля или код из смс. ПЭП создает интернет-ресурс или сам пользователь. Она необходима для авторизации и подтверждения личности при входе на различные интернет-платформы или при получении онлайн-услуг, например, на Госуслугах или в интернет-банке. ПЭП создается непосредственно на сайте, где находится пользователь, без обращения в УЦ. Для ее изготовления токен (носитель) не требуется.
Что касается НЭП и КЭП — их получают исключительно в удостоверяющих центрах. Выбор конкретного УЦ зависит не только от предназначения ЭП, но и от типа организации или лица, запрашивающего выдачу сертификата: будь то физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такие ЭП выдают на носителе.
Мы собрали различия ЭП в таблице:
Свойства ЭП | ПЭП | НЭП | КЭП |
---|---|---|---|
Где получить | Самостоятельно на интернет-портале | В удостоверяющем центре | В аккредитованном удостоверяющем центре |
Юридическая сила | Не защищает документ от подделок | Защищает документ от подделок | |
Признание сторонами | Требует соглашения о признании | Не требует соглашения о признании, равна собственноручной |
Подробнее: как получить ЭП в удостоверяющем центре
Советы по выбору удостоверяющего центра
При выборе УЦ учитывайте:
- репутацию и отзывы. Проверьте, как долго он работает на рынке, и ознакомьтесь с отзывами пользователей. Надежные УЦ имеют положительные отзывы и успешно обслуживают клиентов в течение многих лет;
- убедитесь, что УЦ имеет аккредитацию для изготовления КЭП. Ее наличие можете проверить на сайте Минцифры;
- обратите внимание на технологии, которые используются для защиты данных. Узнайте, какие методы шифрования и ключирования применяются для создания электронной подписи. Чем выше уровень защиты, тем надежнее будет ваш выбор;
- внимательно изучите условия предоставления услуг, включая стоимость, сроки изготовления подписи и поддержку. Убедитесь, что они прозрачны, и в случае вопросов можете легко получить ответ от службы поддержки;
- если возможно, то выбирайте УЦ, который находится в вашем регионе. Это может упростить процесс получения и применения электронной подписи, помочь решить юридические нюансы;
- загляните в ЕГРЮЛ и проверьте, что организация действует, а записи о ликвидации отсутствуют;
- проверьте, не банкротится ли УЦ на сайтах «Мой арбитр» или «Федресурс».
Рекомендованные статьи по теме
- Что такое электронная подпись, и как ее использовать.
- Как получить усиленную квалифицированную ЭП.
- Как физическому лицу получить электронную подпись.
- Как оформить доверенность на получение ЭП.
- Как установить электронную подпись на ПК.
- Как пользоваться электронной подписью на Госуслугах.
- Как подписать документ электронной подписью.
- Как аннулировать цифровую подпись.