Учет бланков строгой отчетности в бюджетном учреждении

Мне, как и каждому главному бухгалтеру, известно, что бюджетный учет разнообразных квитанций, заказов, билетов на мероприятия и иных бланков строгой отчетности ведется особым образом, с применением как балансовых, так и забалансовых счетов. Несмотря на кажущуюся простоту, учет БСО в бюджетном учреждении имеет свои особенности. Рассмотрим вкратце, на основании каких НПА и в каком порядке оформляются бланки строгой отчетности в бюджетном учете.

Содержание

НПА, регламентирующие учет БСО в бюджетном учреждении

Для учета БСО в бюджетных учреждениях применяются следующие основные НПА (нормативно-правовые акты):

Мой опыт работы в бюджетной сфере показывает, что, помимо перечисленных НПА, порядок регистрации БСО может регулироваться еще и различными отраслевыми правовыми актами. Все зависит от сферы деятельности. Например, бюджетные учреждения культуры (музеи, театры и т. п.) вправе оказывать платные услуги путем реализации билетов на театрально-зрелищные мероприятия в рамках основной деятельности по госзаданию (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Такие билеты и абонементы причислены к бланкам строгой отчетности (Приказ Минкульта РФ от 29.06.2020 № 702).

Советуем прочитать: что такое бланки строгой отчетности и как с ними работать

Особенностью современного ведения учета является повсеместное внедрение электронных форм первичных документов и бухгалтерских регистров. Упомянутым Приказом Минкульта № 702 в качестве бланков строгой отчетности указаны не только бумажные формы билета, абонемента и экскурсионной путевки, но и их электронные версии. А документы, на основании которых учитывается движение БСО, содержатся в Приказе № 61н, например:

  • акт о списании материальных запасов (код формы 0510460);
  • акт о списании бланков строгой отчетности (код формы 0510461);
  • акт о результатах инвентаризации (код формы 0510463).

Использование указанных форм зависит от способа учета, выбранного учреждением и закрепленного в его учетной политике.

ВАЖНО!

Дополнения в Приказ № 61н, внесенные Приказом Минфина РФ от 30.10.2023 № 174н, вступили в действие с 31.12.2023 и должны использоваться в учете:

  • бюджетными учреждениями — с 01.01.2025;
  • уполномоченными органами исполнительной власти, их подразделениями на местах и подведомственными казенными учреждениями — с 01.01.2024.

Учет БСО в бюджетном учреждении

В основном схема учета БСО в бюджете выглядит так:

  • приобретенные матзапасы в виде бланков строгой отчетности приходуют на склад учреждения в соответствии с документами поставщика, что отражается в учете на счете 010536349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» (п. 11.4.8 Порядка № 209н);
  • при отпуске бланков со склада ответлицу, отвечающему за их оформление и использование в рамках хоздеятельности учреждения, такие матзапасы регистрируются на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» до момента их списания в порядке, согласованном комиссией по выбытию активов.

На забалансе бланки строгой отчетности числятся в условной оценке: либо один бланк — один рубль, либо по стоимости покупки.

Особенности забалансового учета БСО в бюджетном учреждении прописаны в пунктах 337-338 описания к счету 03 «Бланки строгой отчетности» Инструкции № 157н. В них особо отмечено, что перечень учитываемых бланков должен быть утвержден в учетной политике (п. 337 Инструкции № 157н).

Используя свой многолетний опыт работы, могу привести в качестве примера порядок учета билетов на выставку изобразительного искусства бюджетным учреждением культуры. Изначально билеты заказываются в типографии (в виде печатных бланков). После их получения по накладной типографии они приходуются на склад в качестве БСО — как прочие матзапасы однократного применения (КОСГУ 349, п. 11.4.8 Порядка № 209н). Затем зарегистрированные билеты передаются в кассу для их последующей реализации. При передаче билетов кассиру они сразу же списываются с баланса в расходы, с одновременной регистрацией на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке: или рубль — за бланк, или по покупной стоимости (см. системное письмо Минфина РФ от 26.04.2019 № 02-07-07/31230).
Подробнее: на каком счете учитываются бланки строгой отчетности

Регистрация бланков осуществляется отдельно по видам (наименованиям, номерам, сериям и т. п.) в разрезе ответственных лиц и мест хранения в отдельной учетной книге (форма по ОКУД 0504045, утв Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н), образец которой может выглядеть следующим образом:

Подробнее: как вести книгу учета БСО

Документы-основания для приходования и списания БСО в бюджетном учреждении

Выше уже отмечалось, на основании каких документов приходуют бланки: обычно это документы поставщиков (например, накладные типографии), регистрируемые затем в книге учета БСО (код формы — 0504045), в журнале операций по забалансовому счету (код формы — 0509213).

Для списания бланков причины могут быть разными: выдача их ответлицу для применения в деятельности учреждения, прекращение использования устаревших форм или при обнаружении случаев их порчи, хищения, недостачи (п. 337 Инструкции № 157н).

Выбытие бланков строгой отчетности оформляется на основании соответствующего акта (код формы — 0510461), составляемого комиссией учреждения по выбытию активов. Бланк акта формы 0510461 в электронном виде и порядок его формирования предусмотрены п. 64.75 Приказа № 61н, в котором прописано, что акт заполняется ответлицом из состава комиссии по итогам предварительной инвентаризации, а также на основании документов, подтверждающих необходимость уничтожения БСО.

Может пригодиться: как составить акт о списании бланков строгой отчетности

Часто задаваемые вопросы по учету БСО в бюджетных учреждениях

С 1991 года – бессменный руководитель ООО «Фирма «ТОТ», одной из старейших консалтинговых компаний страны (учет, налогообложение, страхование, работа с персоналом и др.). С сентября 2022 года зарегистрирован в качестве налогоплательщика НПД.