Аудит полноты учетной политики: программа и объекты контроля
Статья раскрывает общий принцип проведения аудита учетной политики предприятия, предлагает алгоритм действий по проверке полноты сведений и соответствия избранных методов учета законодательству.
В целях проверки соблюдения организацией требований законодательства необходимо оценивать обоснованность принятой учетной политики (далее — УП) (ФСАД 6/2010 и приложение к письму от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) и ее полноты. Рассмотрим этапы проведения контроля на примере.
Применяемая в организации учётная политика соответствует нормам, изложенным в п. 4 ПБУ 1/2008. Утверждённая приказом (распоряжением) учётная политика раскрывает способы ведения бухгалтерского учёта, в том числе следующую информацию:
- способы оценки активов и обязательств;
- способы отражения в учёте применяемых методов;
- порядок проведения инвентаризации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- технологию обработки информации;
- применяемые формы, бланки, регистры и т.д.;
- иные применяемые методы ведения учёта и приложения к учётной политике.
Основные принципы аудита
Процедура аудиторской проверки состоит из трёх основных этапов.
№ |
Этап |
Процедура |
---|---|---|
1 |
План (программа) проверки |
Программа аудита заключает в себя общие принципы (процедуры) проверки раздела аудита Проводится контроль формирования и применения учётной политики |
2 |
Рабочий документ аудитора |
В таблицах отражаются все проверенные мероприятия и соответствующий комментарий аудитора |
3 |
Аудиторский отчёт |
Выводится итоговая часть проверки |
В период проведения проверки организация обязана предоставить аудиторам всю документацию, бухгалтерскую и внутреннюю отчётность. При этом согласно закону аудируемый субъект не вправе запрещать аудитору доступ к необходимой для проверки информации.
Программа аудита
Перед началом проверки составьте программу в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Программа варьируется от специфики деятельности предприятия.
Аудитором оценивается соответствие УП бизнесу организации и принципам подготовки финансовой отчётности, а также правилам учёта, применяемым в данной отрасли.
Аудит учётной политики предприятия состоит из сопоставления представленного документа с пониманием деятельности аудируемого лица и среды, в которой он существует.
Аудит полноты учётной политики включает в себя следующие этапы:
Пункты программы аудита |
Информация для анализа |
---|---|
Соблюдение правил оформления УП |
Приказ (распоряжение) об утверждении УП Рабочий план счетов бухучета Утверждённые формы первичной документации Утверждённые регистры бухучета График документооборота Оценивается рациональность сроков обработки документов Порядок проведения инвентаризации Проверяется порядок сохранения документации А также другие приложения и методики |
Исследование структуры |
|
Изучение форм, регистров, графиков и методик |
|
Проверка полноты |
Раскрытие как минимум всех методов ведения учёта, которые допускаются законодательством в отношении тех или иных объектов, применяемых в проверяемой организации |
Сопоставление избранных методов учёта действующему законодательству |
Проверка соответствия избранных методов учёта на соответствие действующему законодательству |
Соблюдение непрерывности деятельности |
Проверка имущественной обособленности Последовательность использования учётной политики |
Оценка правомерности изменений |
Проверка изменений на соответствие действующему законодательству Определяется отличие действующей версии от применяемой ранее. Выявленные отличия оцениваются с точки зрения существенности их влияния на оценку показателей отчётности |
Выявление фактов недобросовестных действий |
Оценивается, насколько выбор (в особенности вопросов, связанных с субъективными оценками и сложными хозяйственными операциями) могут свидетельствовать о недобросовестном составлении бухгалтерской отчётности в результате попытки руководства аудируемого лица манипулировать прибылью Оцениваются принципы учётной политики, которые отличаются от характерных для данного вида деятельности Выявление операций, которые отражены неправильно в части учётной политики аудируемого лица |
В период проведения проверки аудитор должен получить понимание построения учётной политики организации, а также правил её применения, включая причины внесения изменений, и выявить основные принципы учётной политики в ключевых областях (например, признании выручки, оценки НЗП и т.д.).
В ходе контроля необходимо оценить риски существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности.
Рабочий документ аудитора
По завершении проверки раздела создаётся рабочая документация аудитора. В документе обосновываются итоги проверки в соответствии с Правилом (стандартом) № 2 «Документирование».
Рабочий документ «Аудит учётной политики», пример:
№ |
Вопросы для проверки |
Да/Нет |
Комментарий |
---|---|---|---|
1 |
Есть документ, утверждающий и вводящий в действие учётную политику? |
|
|
2 |
На кого возложена ответственность за ведение бухгалтерского учёта? |
|
|
3 |
Каков порядок обработки учётных данных? |
|
|
4 |
Проверка принятых приложений: |
|
|
4.1 |
рабочий план счетов? |
|
|
4.2 |
формы первичной документации? |
|
|
4.3 |
регистры бухгалтерского учёта? |
|
|
4.4 |
формы внутренней отчётности? |
|
|
4.5 |
график документооборота? |
|
|
5 |
Определён круг лиц, располагающих правом подписи первичных документов? |
|
|
6 |
Организована сохранность документации? |
|
|
7 |
Каковы сроки и порядок проведения инвентаризации? |
|
|
8 |
Есть структурные подразделения на отдельном балансе? |
|
|
9 |
Какой используется метод начисления амортизации ОС и НМА? |
|
|
10 |
Установлен стоимостный лимит для введения активов в состав ОС и НМА? |
|
|
11 |
Каков порядок проведения переоценки ОС и НМА? |
|
|
12 |
Какие используются способы учёта НМА? |
|
|
13 |
Ведется учёт ТЗР? |
|
|
14 |
Как оцениваются материалы в бухгалтерском учёте? |
|
|
15 |
Каков порядок списания материалов? |
|
|
16 |
Как организованы учёт и оценка готовой продукции? |
|
|
17 |
Как организована оценка НЗП? |
|
|
18 |
Как распределяются коммерческие и управленческие расходы? |
|
|
19 |
Как происходит списание расходов на продажу? |
|
|
20 |
Созданы ли резервы? |
|
|
21 |
Каков порядок признания доходов? |
|
|
22 |
Иные значимые вопросы. |
|
|
Аудиторский отчёт
В аудиторском отчёте обосновываются итоги проверки и выражается мнение о влиянии учётной политики на бухгалтерскую отчётность.
Аудиторское заключение подготавливается в соответствии с Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчётности аудитор в обязательном порядке оценивает обоснованность принятой учётной политики.
Несоответствие реального ведения бухгалтерской отчётности утверждённым способам или выбор ошибочных методов учёта существенно влияют на формирование финансового результата. Соответственно, вывод должен быть отражён в итоговой части аудиторского заключения. Указанные обстоятельства могут привести к выдаче аудиторского заключения с выражением модифицированного мнения (ФСАД 2/2010).
Может пригодиться: