Вправе ли самозанятый нанимать сотрудников
Применение при предпринимательской деятельности налога на профессиональный доход является очень привлекательным в связи с простотой его регистрации, низкой налоговой ставкой и отсутствием необходимости сдавать отчетность в контролирующие органы. Используют данный режим и становятся самозанятыми большое количество людей. У многих из них бизнес идет так хорошо, что в одиночку они уже не справляются. Возникает необходимость привлекать работников. Разберемся, может ли самозанятый нанимать сотрудников и как это правильно сделать.
Могут ли самозанятые нанимать работников
Ведение бизнеса в качестве самозанятого (СЗН) с применением налога на профессиональный доход (НПД) регулируется Федеральным законом № 422-ФЗ от 27.11.2018. Закон устанавливает ряд ограничений, при наличии которых льготный налоговый режим не подлежит применению. Одно из них содержится в пп. 4 п. 2 ст. 4 указанного закона, согласно которому самозанятый не может нанимать работников по трудовому договору и выступать работодателем. При наличии сотрудников, работающих в рамках трудовых отношений, в соответствии с нормами ТК РФ работодатель теряет возможность применять льготный режим налога на профессиональный доход. Т.о., следует вывод, что самозанятый не сможет нанимать работников по трудовому договору, если хочет применять режим НПД.
Но действующее законодательство не содержит запрета СЗН нанимать сотрудников на основании гражданского-правового договоров (ГПД). Данная позиция подтверждена Федеральной налоговой службой в п. 3 Письма ФНС № АБ-4-20/16632@ от 12.10.2020. Аналогичной позиции придерживаются суды (например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда № 11АП-1114/2022 от 28.03.2022) и органы Федеральной антимонопольной службы (например, решение Таганрогского УФАС № 04-04/8579 от 14.07.2021).
Советуем прочитать: все о самозанятости
Эксперты КонсультантПлюс разобрали: как оформить договор с самозанятым лицом и указывать ли этот статус в договоре, как подтвердить обоснованность неудержания у него НДФЛ и неначисления страховых взносов? Используйте эти инструкции бесплатно.
Как самозанятому оформить отношения с сотрудниками
Чтобы СЗН нанимать сотрудников, потребуется заключить с ним гражданско-правовой договор. В зависимости от вида требуемой помощи заключаются договор подряда (выполнения работ) или оказания услуг.
Может пригодиться: как проверить статус самозанятого
В качестве исполнителей СЗН нанимает сотрудников:
- Граждан, не имеющих особого статуса.
- Других самозанятых.
- ИП.
Договор оформляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. В нем указываются:
- Место и дата заключения.
- Стороны договора, их статус, адреса, данные документов. Для сотрудников — простых граждан потребуется указать паспортные данные, для самозанятых — дату регистрации в качестве плательщика НПД, для ИП — ОГРНИП, документ, на основании которого он действует (свидетельство о регистрации или лист записи в ЕГРИП).
- Предмет договора: какие конкретно работы требуется выполнить или услуги оказать.
- Место выполнения работ (оказания услуг).
- Срок выполнения работ (оказания услуг).
- Условия оплаты (сумма вознаграждения, порядок оплаты — предоплата или постоплата).
- Обязанность по оплате налогов.
- Иные условия, исходя из специфики поручаемой работы.
- Реквизиты и подписи сторон.
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Подробнее: как оформить договор оказания услуг
В последние годы ко мне, как адвокату, за консультацией обращаются самозанятые, которых интересует, какие риски существуют, если они нанимают работников. Главным риском является возможность переквалификации гражданско-правового договора в трудовой. Это происходит при неправильном составлении договора, которым плательщик НПД нанимает сотрудника. Наиболее распространенные ошибки следующие:
- Использование формулировок, характерных для трудовых договоров (например, работник, работодатель, зарплата, режим работы, должностные обязанности и т.д.).
- Установление рабочего времени.
- Обязанность подчиняться заказчику, выполнять работу под его контролем, отчитываться в процессе выполнения работ (оказания услуг) и т.п.
- Выполнение работником работы на территории заказчика с использованием предоставляемых им материалов, инструментов и т.п.
Надо знать: когда договор ГПД признают трудовым
Уплата налогов при найме исполнителей самозанятым
Обязанность уплаты налогов и страховых взносов в случаях, когда плательщик НПД нанимает сотрудников, зависит от того, имеет ли СЗН статус ИП и кто является исполнителем по ГПД. Рассмотрим различные варианты правоотношений:
- Заказчик и исполнитель зарегистрированы как плательщики НПД как со статусом ИП, так и без такового. Это самый простой вариант, при котором исполнитель уплачивает за себя НПД. У заказчика обязанности платить налоги и страховые взносы не установлены.
- СЗН (со статусом ИП или без такового нанимает сотрудника — ИП. Также выгодный для самозанятого вариант, при котором сотрудник как ИП самостоятельно уплачивает за себя налоговые платежи и страховые взносы.
- Заказчик-самозанятый без статуса ИП нанимает сотрудника — физлицо без каких-либо особых статусов. В такой ситуации нанятый сотрудник до 30 апреля следующего года подает в ФНС декларацию по форме 3-НДФЛ, а до 15 июля — уплачивает за себя налоги (НДФЛ по ставке 13 %). А вот страховые взносы и взносы на ОМС обязан уплатить заказчик-самозанятый. Ему потребуется встать на учет в ФНС как плательщику взносов, а по истечении квартала, в котором произведена оплата по ГПД, сдать в налоговую расчет по взносам.
- Заказчик-самозанятый со статусом ИП нанимает сотрудника — физлицо без каких-либо особых статусов. Это самый сложный вариант. Самозанятый выступает налоговым агентом, удерживает из суммы вознаграждения по договору с привлеченным сотрудником НДФЛ и перечисляет сумму налога в бюджет. Каждый квартал, начиная с того, в котором исполнителю выплачены деньги, и до конца года, потребуется сдавать в ФНС расчет 6-НДФЛ, а по итогам года — сформировать справку о доходах и расходах. СЗН-ИП начисляет и уплачивает в бюджет страховые взносы и на ОМС, отправляет в ФНС по ним отчет и персонифицированные сведения о физлицах. Придется отчитаться и перед Социальным фондом, сдав форму и ЕФС-1.
Видео по теме: чего еще не могут самозанятые
Часто задаваемые вопросы про самозанятого и его исполнителей
-
Может ли самозанятый нанимать работников по трудовому договору?
Нет, не может. При найме работников по трудовому договору СЗН теряет возможность применять налог на профессиональный доход.
-
Каким образом возможно нанимать работников для работы по поручению самозанятого?
В рамках заключения гражданско-правового договора — подряда на выполнение работ или оказание услуг.
-
Какие существуют риски, когда самозанятый нанимает сотрудников?
Существует риск переквалификации гражданско-правового договора с сотрудником в трудовой. В таком случае СЗН утрачивает возможность использования режима НПД, ему доначислят налоги как за себя, так и за работника, страховые взносы, подлежащие уплате в бюджет, наложат штрафы.
-
Кто должен уплачивать налоги и страховые взносы при найме сотрудников СЗН?
Зависит от того, имеет ли СЗН статус ИП и кого нанимают в качестве исполнителя по ГПД: простое физлицо, СЗН или ИП. В одних случаях обязанность оплаты налогов возлагается на заказчика-самозанятого, в других — на исполнителя.