Порядок проведения внеплановой таможенной проверки

В случае возникновений подозрений в нарушении законодательства о таможенном регулировании органы таможни проводят внеплановую проверку. Разбираемся в порядке ее проведения.

Содержание

Когда и почему проводится внеплановая таможенная проверка

Таможенная проверка — это один из способов осуществления контроля за соблюдением законодательства в рамках требований, предъявляемых международными договорами, договорами ЕАЭС к процедуре ввоза и вывоза товара с территории РФ и оформлению сопутствующих документов.

Согласно ст. 131 ТК ЕС, проверяемыми лицами являются:

  • декларант;
  • организация-перевозчик;
  • лицо, которое временно хранит товар в помещениях, не являющихся складом временного хранения;
  • лицо, которое осуществляет деятельность в сфере таможни;
  • собственник товара после его выпуска;
  • уполномоченный экономический оператор;
  • лицо, которое участвует в сделках по перемещению товара через границу;
  • организация или ИП, в отношении которых имеется информация о нарушении норм ТК ЕС.

В зависимости от времени проведения, продолжительности и повода для проведения, выделяют следующие проверочные мероприятия:

  • камеральные (проводятся по месту нахождения таможни, специалиста-таможенника на основании предоставляемых деклараций и иных документов при оформлении груза и в иных случаях);
  • выездные (по месту нахождения юрлица, ИП, совершаемых действий).
Советуем прочитать: как проходит камеральная таможенная проверка

В свою очередь, выездные контрольные мероприятия делятся на (ст. 333 ТК ЕС):

  • плановые — проводимые согласно графику контрольных мероприятий по месту нахождения таможенного органа;
  • внеплановые — вид проведения внеплановой выездной таможенной проверки, которая осуществляется по мере необходимости, в том числе с выездом специалиста таможни на место;
  • встречная внеплановая выездная таможенная проверка — это встречные контрольные мероприятия, проводимые в рамках проведения ревизии другим контрагентом по сделке с товаром.

Для проведения внеплановых контрольных процедур ТК ЕС выделяет следующие основания:

  • результаты проведения таможенного контроля;
  • получение сведений о нарушении таможенного законодательства из разных источников (банковские операции, результаты прошлых проверок, средства массовой информации и т. п.);
  • проведение встречной проверки;
  • результаты проведения камеральной ревизии;
  • по иным основаниям.
ВАЖНО!
Государствами — участниками ЕАЭС, при необходимости, устанавливаются дополнительные виды выездных контрольных мероприятий таможенных органов, их основания, сроки и порядок их проведения (п. 3 ст. 333 ТК ЕС). Кроме того, может быть предусмотрено, что такая форма контроля, как выездная внеплановая проверка, не применяется (п. 4 ст. 333 ТК ЕС).

Предмет внеплановой таможенной проверки

Предметом проверки в рамках соблюдения ТК ЕС выступают:

  • товар, в том числе факт помещения его под таможенную процедуру и соблюдения правил его использования;
  • сведения, указанные в декларациях и иных документах при оформлении товара, в том числе правильность определения стоимости товара;
  • соблюдение ограничений, предусмотренных для использования и (или) распоряжения условно выпущенным товаром;
  • исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере прав и обязанностей, предусмотренных ТК ЕС;
  • соблюдение требований, предъявляемых к уполномоченным экономическим операторам для лиц, претендующих на включение в реестр;
  • иные основания, сведения и документы, которые возникают во время таможенных процедур.

Как проходит таможенная проверка

Контрольные мероприятия начинаются с вынесения решения (предписания) руководителем таможенного органа.

Предписание содержит следующую информацию:

  • дату и номер документа;
  • наименование органа таможни, проводящего ревизию;
  • вид мероприятия;
  • данные проверяемого лица;
  • специалист, проводящий процедуру;
  • привлекаемые лица, например, эксперты;
  • предмет проверки;
  • иные сведения.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Процедура начинается с момента вручения предписания проверяемому лицу лично, отправкой в форме электронного документа посредством сети Интернет или заказным письмом через Почту России.

ВАЖНО!
Отказ от получения предписания не является основанием для непроведения ревизии. В этом случае датой начала контрольных мероприятий является дата внесения соответствующей записи об отказе.

Во время ревизии специалист таможни вправе:

  • посещать места хранения товара;
  • вскрывать замки;
  • делать выписки из документов;
  • запрашивать необходимые сведения;
  • осуществлять иные действия, требуемые в рамках проведения выездной проверки.

Проверяемый в рамках контрольных мероприятий таможни имеет право:

  • требовать предъявить предписание;
  • присутствовать при проведении;
  • давать пояснения по фактическим обстоятельствам и документам;
  • обжаловать действие (бездействие) специалистов таможни;
  • осуществлять иные права и обязанности.

По результатам контрольных мероприятий таможни составляется акт по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 14.02.2019 № 258, в 2 экземплярах: для проверяющего и проверяемого.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Читайте также:

Сроки проведения внеплановых проверок таможенными органами

Согласно ст. 333 ТК ЕС, внеплановые выездные таможенные проверки проводятся таможенными органами в течение 2 месяцев. По решению таможни срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Проведение проверочных действий специалистов таможни может быть по решению руководителя таможни приостановлено на срок до 9 месяцев или иной срок, в соответствии с законодательством стран — участников ЕАЭС.

Основания для приостановления:

  • проведение экспертизы в рамках таможенных проверочных процессов;
  • запрос документов и сведений в странах ЕАЭС или иных государствах;
  • встречная выездная внеплановая таможенная проверка может проводиться одновременно с осуществляемой, требуется запрос документов по встречной проверке;
  • по иным основаниям.

Срок вручения акта по результатам проведенных контрольных действий таможни — 5 рабочих дней с момента принятия решения по итогам контрольных мероприятий.

В случае несогласия с актом проверки проверяемый вправе в течение 3 месяцев с момента получения акта обжаловать его в вышестоящую организацию или в суд.

2 диплома о высшем образовании, более 16 лет работала в бюджетном учреждении, занималась юридическими, кадровыми, административными вопросами.