Инструкция: составляем заявление на уничтожение биометрических данных

Биометрические персональные данные клиентов сегодня собирают и обрабатывают многие компании и организации, к примеру, коммерческие банки, операторы связи, Единая биометрическая система. Но если гражданин не согласен предоставлять им такую возможность, он вправе сразу запретить собирать такие сведения о собственной персоне или отозвать ранее предоставленное согласие. Рассказываем, как правильно написать заявление на уничтожение биометрических данных и какие образцы использовать.

Содержание

Может ли гражданин потребовать уничтожения биометрических данных

Любая организация вправе использовать личную информацию о человеке, включая физиологические и биологические особенности, чтобы распознавать личность, но только если гражданин предоставил на это письменное разрешение (ч. 1 и 3 ст. 11 ФЗ № 152 от 27.07.2006). Это относится ко всем ситуациям, кроме некоторых процедур, например, обязательной государственной дактилоскопической регистрации, исполнения решений суда и др.

Закон предусматривает, что граждане имеют право на уничтожение своих биометрических данных, по разным причинам:

  • если человек узнал о нарушениях при сборе этих сведений (ч. 3 ст. 21 ФЗ № 152);
  • если компания завершила процедуру, ради которой собрала эту информацию (ч. 4 и 5 ст. 21 ФЗ № 152);
  • если гражданин по собственному желанию требует уничтожить все сведения о собственной персоне (ч. 1 ст. 14 ФЗ № 152);
  • если гражданин решил отозвать ранее выданное разрешение на обработку личной информации (ч. 5 ст. 21 ФЗ № 152).

Для этого гражданин вправе написать обращение об удалении биометрических данных в ту компанию, которая собирала и обрабатывала эти сведения.

Подробнее: как составить отказ от предоставления персональных данных

Как это правильно сделать

До сих пор действовали несколько способов, как потребовать уничтожения так называемой геномной информации:

  • подать запрос в конкретный банк, оператору связи или иную компанию, в которой сохраняют вашу биометрию;
  • удалить эту информацию через единый портал Госуслуги, если она там содержится;
  • подать заявление оператору Единой биометрической системы (ЕБС).

Но с 01.06.2023 появилась еще одна возможность, как можно удалить биометрические данные, кроме госуслуг, — подать заявление в МФЦ (ч. 16 и 17 ФЗ № 572 от 29.12.2022).

Если хотите ликвидировать биометрию на Госуслугах, то сначала требуется проверить статус, зарегистрирована ли эта информация на сайте. И если обнаружите, что эти сведения там хранятся, тогда проведите процедуру их уничтожения. Сделать это просто, никаких запросов подавать не надо. Наберите в поисковой строке «Биометрия». Откроется раздел, в котором надо выбрать те сведения, которые хотите убрать. Нажимаете на «Удалить».

Несложная процедура, как сделать запрос об удалении персональных и биометрических данных, и в банке или иной компании, куда вы давали личную геномную информацию. Необходимо только обратиться в подразделение или филиал компании, в которой обсуживаетесь, и подать заявление. Это возможно сделать лично, придя в офис; через доверенное лицо, представляющее ваши интересы (на него предварительно надо оформить доверенность); заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

ВАЖНО!
Получив от владельца персональных данных письменное требование ликвидировать такую информацию, компания обязана это сделать не позже, чем через неделю (ч. 3 ст. 20 ФЗ № 152). Если получен запрос на отзыв согласия на их обработку, — максимум через месяц (ч. 5 ст. 21 ФЗ № 152).

Есть некоторые нюансы, когда писать заявление на уничтожение отпечатков пальцев. Если их брали в процессе добровольной дактилоскопии, то пишите его в любой момент, и их обязаны уничтожить через месяц (ст. 15 ФЗ № 128 от 25.07.1998). Если отпечатки пальцев брали у подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, то писать запрос на их ликвидацию люди вправе только через год после того, как уголовное дело закроют или их оправдают в суде.

Форма заявления в МФЦ об отказе от сбора и размещения биометрии для идентификации гражданина в общей системе утверждена Постановлением Правительства РФ № 478 от 27.03.2023.

Как составить заявление об уничтожении биометрии

Чаще всего требуется заявление на уничтожение биометрических данных в банке, в котором обслуживается клиент, в организации, предоставляющей услуги связи, или в ЕБС, в которую, по закону, все компании отправляют такую информацию.

В любую компанию вы вправе подать заявление в свободной форме. В него обязательно включите следующие реквизиты:

  • сведения о получателе запроса (наименование организации, Ф.И.О. и должность ее руководителя);
  • Ф.И.О. и адрес заявителя;
  • наименование документа;
  • цель запроса (требование уничтожить биометрию, отозвать выданное ранее согласие) со ссылкой на основание (законодательный или нормативный акт);
  • дата его написания;
  • подпись гражданина.

В большинстве банков утвержден специальный бланк для таких целей.

Но если бланк не выдали, вы вправе подать запрос в свободной форме:

Для сведения: как составить акт об уничтожении персональных данных

Если вы решили подать запрос в ЕБС, обратитесь за унифицированным бланком или подайте его в произвольной форме. Вот как это сделать:

Руководителю АО «Центр Биометрических Технологий» —

оператору «Единой биометрической системы»

от Петрова Петра Петровича,

адрес: г. Москва, 3-й бюджетный проезд, д. 1

Заявление

Я, Петров Петр Петрович, паспорт серия 1234 № 567898, выдан УФМС по Центральному району города Калуги, в соответствии со ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152 и п. 15 ст. 3 ФЗ № 572 от 29.12.2022, отзываю согласие на обработку биометрических персональных данных, требую заблокировать, удалить, уничтожить биометрические персональные данные из вектора Единой биометрической системы.

12.06.2023 Петров П. П. Петров

Родилась 12.10.1978 г. в Молдавской ССР в Кишиневе. В 1986 г. поступила в русскую СШ № 34 им. Н. Островского. В 1996 г. окончила лицей-гимназию № 11. В 2001 г. закончила факультет журналистики в МолдГУ. С 2001 г. работаю по специальности в разных СМИ.